ПРОСТЫЕ ФОРМУЛЫ

"Законы Лужкова" создал наш коллега-журналист Михаил Щербаченко, занимающий весьма высокий пост в московском правительстве. Его героя, о котором издано столько книг, представлять и вовсе не надо. Вот об этом и думалось. А вдруг у Щербаченко получилось не совсем, и Юрий Михайлович, как это иногда бывает в подобного рода произведениях, предстанет таким образцово-показательным и безупречным, что... А врать под Новый год и Рождество особенно грешно.

Читатель, наверное, уже догадался, что, к счастью, на сей раз вышло иначе - иначе мы бы не стали об этом и писать. Накануне светлого новогоднего праздника можно с чистой совестью поздравить автора и героя с удавшейся книгой. Я лично проглотил эти десять печатных листов, изданные "Олма-Пресс", на одном дыхании. Разговор идет о серьезных вещах, а читается легко. Нет лишней похвальбы, есть требовательное, искреннее отношение к неоднозначному персонажу. Видно знание таких деталей и деталек из его сугубо личной жизни, выносить которые на публичное обозрение под силу только зрелому и "тонкому" перышку. Чего там ходить вокруг да около, когда вокруг женитьбы Лужкова на молодой Елене Батуриной и так бродит немыслимое нагромождение слухов. Тем, кто хочет узнать правду, - рекомендую главу "Берете возраст мужчины, делите пополам...", напечатанную, кстати, до этого в "Труде".
Или: мне всегда хотелось узнать, в чем причина полного разрыва мэра с первым президентом России. Не в том же, что десятилетиями не притрагивающемуся к спиртному Лужкову была явно не по душе ельцинская, скажем так, нерегулируемость? Разошлись не в этом. И на десятке страничек Щербаченко корректно, но весьма откровенно и без недомолвок раскрывает глубинные, подчас трагические обстоятельства, нет не "ссоры", а сознательного и рискованного отхода Юрия Михайловича от Бориса Николаевича, да и таких, казалось, близких Лужкову людей, как "экс-друг" Павел Бородин. В главе "Кремлевский бомбардир", посвященной Пал Палычу, немало сарказма...
Но книга - совсем не сага о непогрешимом мэре. Я и не подозревал, что в знакомом мне еще по давним журналистским временам Мише Щербаченко столько юмора. Подчас и некоторые необъяснимые для окружающих поступки московского градоначальника он описывает с долей изрядной иронии. Но и подсмеиваясь иногда над неукротимым мэром, Щербаченко преподносит нам образ человека, Москве и стране преданного, охваченного одной страстью: сделать свой родной город еще лучше. И имея возможность наблюдать за мэром с расстояния двух шагов, предпринимает удачную попытку увидеть целое через детали. "Законы Лужкова" не гимн на мотив "Дорогая моя (т.е. Лужкова) столица", а живой рассказ о человеке, вот уже десятилетие - трудное и переменчивое, - находящемся в центре общественного внимания. Судя по всему, здоровье и уважение сограждан позволят Ю.М. (как именует для краткости своего героя автор) оставаться в этом центре еще долго.