УПАВШИЕ С НЕБА

Редкий в летной практике случай - упав с 50-метровой высоты, вертолет раскололся от удара о землю, словно грецкий орех, однако трое членов экипажа при этом остались живы, - о чем "Труд-7" рассказал 21 февраля нынешнего года.

Как, вероятно, помнят наши читатели, 7 февраля 2002 года экипаж Ми-8 вел поиск загадочно исчезнувшего в окрестностях Грозного вертолета Ми-24, связь с которым пропала 3 февраля. Около 14.00 часов дня члены экипажа Ми-8 услыхали хлопок. Вертолет, потерявший управление, начал вращаться с огромной скоростью, а затем упал вниз.
Теперь, когда мы встретились почти год спустя, бортовой техник Алексей Лебедев не забыл подробностей:
- Меня одним рывком выбросило из кресла и головой припечатало к приборной доске. Штурмана Юрия Плахтеева я увидел "приклеенным" к правому стеклу. Переменить нестандартную позу, пошевелить рукой или ногой было невозможно - сила вращения была невероятно огромной. Последнее, что я помню, - это отчаянные попытки командира "выпрямить" вертолет. Он боролся до последней секунды, насколько хватало сил.
Юрий Пухнаревич, командир экипажа, те минуты вспоминать не любит. А еще больше он не любит журналистов. Майор не может простить им досадную оплошность - почти сутки электронные СМИ давали информацию о его гибели. Для жены и близких Пухнаревича это было жесточайшим ударом. А вот к докторам относится с уважением и благодарностью: "По косточкам собрали меня в Ханкале. В Ростове-на-Дону буквально с того света вытащили..." Долгое время командир провел в реанимационном отделении. Из Северо-Кавказского окружного военного госпиталя выписался лишь в апреле.
Пухнаревич ждет итогов медицинской комиссии. Скорее всего, летать ему больше не разрешат, он перенес массу серьезных травм. И не расстраивается по этому поводу: за долгие месяцы госпиталей успел переосмыслить многое. К примеру, научился радоваться самым незатейливым вещам - первому зеленому ростку, пробившемуся из-под снега, ветке цветущей сирени под окном. "После пережитого каждый новый день воспринимаешь как подарок судьбы", - говорил он мне.
Штурмана Юрия Плахтеева разыскать удалось в Миллерове - небольшом городке Ростовской области, где живет его семья. 22 года службы в родной армии и два боевых ордена за Афганистан не помогли ему получить квартиру. Долгие годы Юрий скитался по армейским общежитиям Ростова-на-Дону, а к семье в редкие свободные дни приезжал на побывку. В нынешнем декабре у него очередной отпуск, поэтому он вновь с семьей. Из-за перенесенных травм (трещина шейного позвонка, ушиб сердца и т.д.) в конце минувшего ноября его списали с летной работы. Грустить по этому поводу штурман не намерен, поскольку считает, что уже получил два предупредительных "звонка". Первый - в Афганистане, когда душманская пуля попала в лобовое стекло - аккурат напротив того места, где он сидел. По счастью, металл застрял в приборной доске, а то росли бы двое его детей без отца. Второй "звонок" прозвенел в Чечне, когда он падал вместе с вертолетом Ми-8. Третьего, по наблюдениям летчиков, ждут лишь безумцы. А умные круто меняют жизнь, к чему наш герой вполне готов.
Плахтеев уверен, что без работы не останется. Он больше обеспокоен судьбой сына, 17-летнего Олега, который намерен поступать в 2003-м в летное военное училище. Нет, отец не против этого выбора сына - его волнует большой конкурс.
По сравнению с другими членами экипажа бортовой техник Алексей Лебедев отделался легким испугом. Упасть с 50-метровой высоты и всего лишь сломать ногу - такое везение можно назвать фантастическим. Подобные травмы люди получают, поскользнувшись на тротуаре. Но психологический шок оказался настолько сильным, что 23-летний парень, по его собственному признанию, вначале не мог даже смотреть на вертолеты. Страхи усиливались ночами. Несколько месяцев подряд снилось одно и то же - вертолет, камнем падающий вниз. Не раз снились и те семь человек, которые погибли. Он знал только двоих - спасателей Перченко и Курсика. Об остальных ему известно только то, что они - спецназовцы из Уссурийска.
Спустя месяцы страхи прошли. Алексей уже торопил врачей, мечтал о новых полетах. В сентябре хирурги извлекли из его ноги металлическую пластину, вставленную для сращивания костей, а в октябре он вернулся к службе. Легкомысленно отнесясь к предостережениям врачей, взялся помогать товарищам, которые на летном поле грузили ящики. Через мгновение услышал характерный хруст в ноге и упал. Новый перелом случился в том же месте, что и прежний. 22 октября он перенес операцию, третью в уходящем году, и теперь дома. Ногу, "закованную" в аппараты Илизарова, бережет пуще глаза. Для более быстрого сращивания костей усиленно потребляет студень, что готовит жена из говяжьих ножек.
Отец Алексея, техник самолетов, ушел из жизни в 45-летнем возрасте. Так что на две семьи, где, кроме его жены и дочери, еще сестра и мать, Лебедев-младший остался единственным мужчиной. Второй перелом "приземлил" Лебедева окончательно. Он пришел к мысли, что и на земле работа техника не менее важна, чем в воздухе.
Главным событием уходящего года члены экипажа Ми-8 Пухнаревич, Плахтеев и Лебедев считают то, что остались живы. Ми-24, который они разыскивали, так и не найден. Нет пока и заключения специальной комиссии о причинах падения их Ми-8. Как нет и объяснения тому, почему в число счастливчиков судьба включила именно этих ребят, подарив им второй день рождения.