Здесь, в "медвежьем углу" северо-востока Лапландии, на вершине сопки Ковантунтури, дедуля согласно легенде поселился с работящей "старушкой-хозяюшкой" и гномами-соратниками. Ковантунтури - это своего рода станция радиоперехвата глобального масштаба. Здесь финский Дед Мороз имеет "техническую" возможность с помощью гигантских "заячьих ушей", которые напоминают две вершины сопки, прослушивать "эфир детских мечтаний и горестей", чтобы, отправившись в декабре по городам и весям Суоми и других стран, заранее знать, какие подарки ждут мальчики и девочки, кому каким добрым словом, советом, поддержкой надо помочь.
Под Рождество Йоулупукки, разумеется, по секрету от детворы, "раздваивается". Первая его ипостась продолжает путешествовать и одаривать, а вторая перемещается в еще одну резиденцию около столицы финской Лапландии - города Рованиеми для обслуживания элитных туристов, прилетающих сюда издалека.
Вообще по той же легенде о "Каамосе" - царстве вечного холода, в которую как-то незаметно, но органично вошел христианский угодник Святой Николай, гномы - не обычные дети, а существа, появляющиеся из еловых шишек, которые собирает в лесу "старушка-хозяюшка". Шишки эти она кладет на ночь в большой котел под теплое покрывало собственноручной вязки и произносит волшебное заклинание:
"Гномы, гномы! Приходите к нам,
Помогите старикам,
Мы всегда вас бережем,
Нам так дорог каждый гном!"
Наутро дом уже полон гномов, причем таких, каких видят посетители "Сказочного замка" под Рованиеми. У них четкое распределение обязанностей. Одни работают на почте, помогая сортировать тысячи писем со всех концов света и отправлять не меньшее число ответов. Другие освоили компьютерную переписку через Интернет. Третьи на все руки мастера - научились делать самые разнообразные сувениры в саамской национальной стилистике.
Если отвлечься от легенд, то в реальной жизни гномы - местные подростки, подрабатывающие на рождественских распродажах. Считается, что трудятся они "за харчи". Но, видно, и это немаловажно на "северах", где рабочие места на вес золота. Недаром отсюда продолжается отток населения к балтийскому побережью. Под топор сокращений попала именно эта, "рукодельная" категория гномов. Менеджеры бизнес-проекта "Сказочный замок" посчитали, что закупать деревянные поделки выгоднее в... далеком Китае.
Между тем грозная волна увольнений покатилась на юг, в крупные города, где ею рискуют быть смыты местные Йоулупукки, что две смены и без выходных трудятся зазывалами в людных и общественных местах и, главное, торговых центрах. Есть идея полностью отказаться от услуг находящихся под защитой профсоюзов отечественных Санта-Клаусов и перейти на наем без договора рабсилы из Восточной Европы. Обходятся такие "дедки" владельцам супермаркетов на порядок дешевле отечественных.
Уверенно пока держатся только "загранкадры" - те Йоулупукки, кому выпала честь выполнять по миру представительские обязанности во славу "того самого Санта-Клауса, который из финской Лапландии".
Без страха в будущее смотрит и тот Йоулупукки, что по сложившейся доброй традиции ежегодно приезжает на встречу со своим российским коллегой. Происходит "братание" на погранпереходе Ваалимаа-Торфяновка под покровительством таможенных служб двух соседних государств. Кстати, Йоулупукки за последнее время стал заметно менее высокомерным и куда более демократичным. Прошла пора разговоров, что именно Йоулупукки - "самый настоящий из всех менее настоящих Дедов Морозов в мире", а родиной его может быть только Лапландия, а, скажем, не Великий Устюг. Сегодня Йоулупукки выступает за полное равноправие и взаимопонимание Дедов Морозов: пусть каждый из них царствует там, где его породила народная сказка.