ДОСТАВЛЕНО В СРОК

- Игорь Аркадьевич, вы не раз говорили, что создание единого предприятия позволит решить многие

- Игорь Аркадьевич, вы не раз говорили, что создание единого предприятия позволит решить многие проблемы, сделает работу почты более качественной. Что в плане реструктуризации удалось сделать за прошедший год?
- Единая структура открывает принципиально новые возможности. Речь идет о проведении единой технической, финансовой, технологической и маркетинговой политики, системной модернизации. Мы рассчитываем, что почта станет эффективным предприятием, быстро реагирующим на требования рынка, оказывающим услуги максимально высокого качества.
Что касается непосредственно формирования ФГУПа, то в единое предприятие "Почта России" уже вошло четыре региональных управления, в январе присоединяются сразу 32-34 региона, до конца первого квартала в состав "Почты России" войдут все остальные управления федеральной почтовой связи.
- Но ведь изменение формы, по всей видимости, - условие недостаточное. Чтобы письма шли быстрее, нужно менять системы доставки, сортировки и так далее?
- Это очевидно. Помимо организационной реструктуризации идет реформирование практически всех почтовых систем. Уже в следующем году мы самое серьезное внимание планируем уделить запуску фрагментов систем современной логистики, будем работать над системой регистрируемых отправлений, постепенно будем вводить принятую во всем мире многооборотную тару, продолжим повсеместное внедрение системы электронных переводов.
Очень важное направление - реформа магистральных перевозок почты. Мы рассчитываем существенно изменить сами маршруты следования почты, поменять структуру сортировочных центров, в среднесрочной перспективе запустить систему мега-сортировочных комплексов.
- Некоторое время назад вы рассказывали об опыте доставки почты на небольшие расстояния не по железной дороге, а автотранспортом. Насколько это рентабельно для почты и что дает в плане сроков доставки? Будет ли этот опыт расширяться?
- Этот опыт мы считаем удачным. Вот пример: ввели почтовый автомаршрут Москва - Санкт-Петербург, и почти в два раза сократился срок доставки. То же и с другими регионами Северо-Запада и Центральной России. Заметьте, что стоимость услуги при этом осталась той же самой, мы просто оптимизировали доставку на ряде направлений. Это выгодно и самой почте, и, конечно, нашим клиентам.
Постепенный уход от железнодорожных перевозок на расстояниях до 1000 километров - это не в России придумали, это мировой опыт. На дальние расстояния - авиакрыло, на ближние - автотранспорт, который не зависит от железнодорожного расписания и объема пассажироперевозок.
Мы в этом году в сентябре запустили собственный авиарейс, который следует из Москвы по северам, достигает Владивостока и далее через Хабаровск возвращается в Москву. Планируем данный проект развивать, прорабатываем новые маршруты.
- В условиях бурного развития технологий связи во всем мире почта сейчас становится более гибкой структурой, предлагая услуги, работающие на базе Интернета и иных сетевых решений. Что в этом направлении делается российскими почтовиками?
- Предоставление на почтовых отделениях совершенно новых сервисов, соединение почтовых технологий с иными технологиями связи, гибридные технологии доставки - это очень перспективный путь, все лидирующие почтовые службы мира по нему идут.
Мы в этом направлении реализуем несколько проектов. Прежде всего, отмечу проект "Кибер-почта" - открытие по всей стране коллективных пунктов доступа в Интернет, их уже несколько тысяч. Популярность услуги очень значительна, менее чем за два года этой услугой воспользовалось более 4 млн. человек.
Первичная сеть создана. Сейчас повышаем качество и разнообразие таких услуг. Идет внедрение по всей почтовой сети системы электронных переводов. Качество услуги таково: в течение 72 часов перевод гарантированно доставят адресату. При этом стоимость конкурирует даже с банковским переводом - от 5 до 9 процентов пересылаемой суммы. В этом году запущен обмен с Украиной, теперь работаем с Казахстаном и Белоруссией. В планах на 2004 год - Францией, Японией, США, ведутся переговоры с Китаем.
- Сегодня на почтовых отделениях можно не только отправить письмо или посылку, но и, к примеру, выбрать и заказать товары по каталогу. Насколько выгодно пользоваться этими услугами именно на почте?
- Мы исходим из того, что развитие дополнительных услуг на почте выгодно всем - и почте, и потребителям. Сегодня мы, к примеру, предлагаем на почте приобрести полисы ОСАГО таких крупных страховщиков, как "Росгосстрах", "Спасские ворота", "АВИКОС", "МАКС". Нашим клиентам, особенно в глубинке, не нужно для этого ехать в город, тратить время. Все сделают работники почты - выгоды для клиента очевидны.
- В этом году "Почта России" принимала участие в выполнении масштабного социального проекта общероссийского значения - доставке десятков миллионов уведомлений Пенсионного фонда. Как вы можете оценить опыт проделанной работы?
- Действительно, "Почта России" заключила договор с Пенсионным фондом РФ на доставку уведомлений о состоянии пенсионных счетов граждан. Мы полностью уложились в отведенные сроки. Остались отдельные неврученные письма из-за неверно указанных адресов. Главный вывод - социально важные проекты, тем более связанные с какой-то конфиденциальной информацией, следует передавать целиком "Почте России". Это единственный оператор, который может работать с гигантскими объемами корреспонденции и при этом гарантированно отследить судьбу каждого отправления.
- Почта сегодня действительно очень динамична. А вот меняется ли положение простых работников? Когда к почтальону вернутся былые почет и уважение?
- Заработная плата почтовых работников на 60 процентов ниже, чем в среднем по стране. Стараемся повышать зарплату - за год рост составил около 30 процентов. В этом году в системе единого предприятия введено обязательное страхование почтальонов. Мы добиваемся того, чтобы вернуть почтальону прежний престиж, уважение к этой нелегкой и очень нужной профессии. Здесь и заработок, и организация труда, и социальное обеспечение. Будет меняться почта - изменения по всем этим позициям не заставят себя ждать.
Беседу вела