05 декабря 2016г.
МОСКВА 
-4...-6°C
ПРОБКИ
1
БАЛЛ
КУРСЫ   $ 64.15   € 68.47
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

ГРОЗЯТ "ГРУЗИНСКИМ ВАРИАНТОМ"

Орлов Сергей
Статья «ГРОЗЯТ "ГРУЗИНСКИМ ВАРИАНТОМ"»
из номера 240 за 26 Декабря 2003г.
Опубликовано 01:01 26 Декабря 2003г.
Появившиеся недавно достаточно четкие перспективы приднестровского урегулирования неожиданно оказались под вопросом. Причиной тому - ситуация, сложившаясяв результате отказа в последний момент молдавского президента Владимира Воронинаот подписания разработанного с помощью России и уже завизированного лидерами Кишинева и Тирасполя меморандума "Об основах государственного устройства объединенного государства".

Это был уникальный шанс положить конец тлеющему на протяжении 12 лет внутреннему конфликту, создать реальные условия для восстановления наконец территориальной целостности Республики Молдова.
Сегодняшнее положение дел в этой стране является следствием трагических событий 1992 года, приведших к братоубийственному вооруженному противостоянию жителей двух берегов Днестра. Тогда разраставшемуся кровопролитию удалось положить конец путем заключения Соглашения о принципах мирного урегулирования конфликта. Следует признать, что в условиях преобладания в молдавских эшелонах власти национал-радикалов, ратовавших за объединение с Румынией, от первого президента страны Мирчи Снегура этот шаг потребовал немалого политического мужества. И оно у него нашлось.
В результате были созданы совместные миротворческие силы, состоящие из небольших контингентов военнослужащих России и самих конфликтующих сторон.
Политические переговоры, ведущиеся в пятистороннем формате, то есть с участием - помимо Кишинева и Тирасполя - сопосредников от России, Украины и ОБСЕ, позволили постепенно выйти на ряд принципиальных договоренностей, касающихся будущего устройства воссоединенного молдавского государства. Одним из таких документов стал подписанный 8 мая 1997 года московский "Меморандум об основах нормализации отношений между Республикой Молдова и Приднестровьем", предусматривавший, в частности, что "стороны строят свои отношения в рамках общего государства в границах Молдавской ССР на январь 1990 года".
Тем не менее до последнего времени в подходах молдавской и приднестровской сторон к формуле урегулирования сохранялись существенные различия, суть которых в том, что центральные республиканские власти были готовы предоставить Приднестровью лишь статус автономии, а Тирасполь, в свою очередь, претендовал на равносубъектность в составе так называемой конфедерации. При этом нельзя не признать, что, несмотря на острейшую и нередко обоснованную критику в свой адрес, приднестровской администрации, возглавляемой Игорем Смирновым, удалось за прошедшие годы доказать экономическую жизнеспособность региона, консолидировать в нем независимые структуры государственного и административного управления, обеспечить достаточно широкий консенсус населения в поддержку суверенитета так называемой Приднестровской Молдавской Республики.
В таких условиях назревала необходимость решительного прорыва в переговорном процессе. Важным шагом стала февральская инициатива В. Воронина о разработке новой конституции государства, основанной на принципах федерализма. Однако ее продвижение вновь столкнулось с трудностями, обусловленными упорством сторон в отстаивании собственных точек зрения. Прогресса удалось достичь лишь по первому разделу, касавшемуся общегражданских прав и свобод, который, конечно, в современных демократических условиях и не мог вызвать принципиальных противоречий, - в отличие от статей, где речь шла о разделении властных полномочий.
В ситуации, когда переговоры вновь стали заходить в тупик, по просьбе президента Республики Молдова к переговорам активно подключился первый заместитель руководителя администрации президента Российской Федерации Дмитрий Козак. Подготовленный после интенсивных консультаций с заинтересованными сторонами проект меморандума опирался на весь комплекс сделанных за последние годы наработок, а также на согласованные предложения посредников от России, Украины и ОБСЕ. Фактически он был направлен на разрешение сложившейся ситуации путем максимально возможного компромисса между позициями Кишинева и Тирасполя на основе образования асимметричной федерации, где наряду с федеральной территорией существовали бы два субъекта - Приднестровье и Гагаузия. При этом впервые создавался бы общий законодательный орган (двухпалатный парламент с оговоренной квотой представительства сторон), а также обеспечивалось бы участие двух указанных регионов в осуществлении федеральной исполнительной власти.
В результате чрезвычайно активной челночной дипломатии Д. Козака проект меморандума в короткие сроки удалось доработать с учетом замечаний Тирасполя и - преимущественно - Кишинева. В. Воронин и И. Смирнов парафировали документ. 25 ноября в рамках намечавшегося визита в Молдавию президента Российской Федерации Владимира Путина планировалось его подписание.
Тем не менее ожидавшийся всеми прорыв в приднестровском урегулировании так и не состоялся: поздно вечером 24 ноября глава молдавского государства информировал о своем решении воздержаться от этого шага. Среди причин подобного решения наблюдателями выделяются как минимум две: давление извне и выступления внутренней оппозиции.
Показательно, что решение не подписывать меморандум было принято В. Ворониным после беседы с послом США в Кишиневе и телефонных разговоров с действующим председателем ОБСЕ, министром иностранных дел Нидерландов Я. де Хооп Схеффером и Генеральным секретарем Совета Евросоюза Хавьером Соланой.
С конца сентября местные национал-радикалы под руководством возглавляемой Юрием Рошкой Христианско-демократической народной партии (ХДНП) проводили ежедневное пикетирование российского посольства в Кишиневе. Проект меморандума стал еще одним поводом для нагнетания страстей. ХДНП с ходу отвергла этот документ.
Непоследовательность молдавских властей в вопросе о подписании меморандума и их двусмысленность в отношении оппозиционеров-организаторов несанкционированных митингов привела лишь к радикализации требований последних. Зазвучали призывы об отставке всего государственного руководства Молдавии и проведении досрочных парламентских выборов. Прямо заявлялось о необходимости осуществить в Кишиневе "грузинский сценарий".
В создавшейся ситуации важно, чтобы и Кишинев, и Тирасполь продолжили взаимодействие, не отходя от уже согласованных позиций. Будет ли это так, покажет время, но Россия четко обозначила свою готовность продолжать свои посреднические усилия.
КОГДА ВЕРСТАЛСЯ НОМЕР
Русский язык получил в Молдавии официальный статус языка межнационального общения. Это стало одним из основных результатов вступившей в силу в пятницу Концепции государственной национальной политики. Документ был принят парламентом на прошлой неделе и подписан президентом Владимиром Ворониным. Он закрепляет многонациональный характер молдавского государства и предусматривает для русского языка статус языка межнационального общения с применением во всех сферах жизнедеятельности государства и общества. Одновременно концепция обязывает национальные меньшинства изучать молдавский язык для обеспечения принципа двуязычия.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников