04 декабря 2016г.
МОСКВА 
-10...-12°C
ПРОБКИ
1
БАЛЛ
КУРСЫ   $ 64.15   € 68.47
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

ПИСАТЕЛЮ НЕ ПРОЖИТЬ НА ГОНОРАРЫ

2005 год прошел для прозаика Ольги Славниковой под литературно-премиальным знаком. Ее роман "2017" попал в финал сразу двух престижных премий - "Русский Букер" и "Большая книга". Из букеровской гонки роман вышел победителем, получив в ней еще один приз - "Студенческий Букер". А недавно в седьмой раз была вручена премия для молодых авторов "Дебют", которую курирует Славникова.

- Ольга Александровна, в "2017" вы показали наше будущее - уже недалекое и пугающее. Карнавальное шествие "белогвардейцев" и "красноармейцев" по случаю 100-летнего юбилея Октябрьской революции превращается в настоящие столкновения. Это чисто литературные фантазии или "предчувствие гражданской войны", основанное на анализе нынешней политической и социально-экономической ситуации?
- Я не профессиональный аналитик. Мои гипотезы основаны не столько на рациональных выкладках, сколько на писательской интуиции. Однако на предпосылки такого развития событий можно указать. Почему ряженые "белогвардейцы" и "красноармейцы" начинают настоящую гражданскую войну? Потому что многие социальные конфликты загнаны вглубь и не находят иной формы проявиться. Сегодня у нас как бы стабильность. Может ли быть стабильной жизнь при столь бедственном положении большей части населения? На чем держится видимое спокойствие "низов"? Просто на физическом чувстве тупика. На сериалах и водке. Что касается верхов, то они не смотрят дальше очередного миллиона долларов в свой карман. Все будто спят. Что миллион долларов, что бутылка - разницы нет. Сколько может длиться этот волшебный сон? Десять лет максимум.
- Можете нарисовать иную, альтернативную картину "Россия-2017"?
- Если нам всем очень повезет, часть нефтедолларов будет вложена в образование, медицину, в развитие высоких технологий. Возможно, власти озаботятся сохранением и приростом научно-технических кадров. При очень правильном использовании конъюнктуры в 2017 году Россия будет экспортировать не только нефть, но технологические ноу-хау и даже наукоемкую продукцию. Разумеется, большая часть рабочих мест все равно будет создаваться транснациональными корпорациями, которые разместят в России свои производства. Вопрос - какова будет экономическая и интеллектуальная доля нашей страны в этих производствах. Будем надеяться, что не исчезающая малая.
- Что вас больше всего тревожит в сегодняшней стране? Какой видится роль писателя в ней?
- Больше всего меня тревожит исчезновение главного завоевания перестройки - свободы слова. Оказывается, тоталитарный запрет - не единственная форма подавления инакомыслия. Инакомыслие можно забалтывать, растворять в желтом море примитивной и безответственной прессы. Серьезное публичное обсуждение важных проблем пресекается, как и прежде, именем народа. Главный принцип почти любой газеты, почти всех телеканалов: пипл должен хавать! Соответственно, следует употреблять простейшие слова, писать и говорить на простейшие темы, вроде частной жизни звезд и салата оливье. Понятно, что, не употребляя слов хотя бы из четырех слогов, нельзя достичь вменяемого уровня дискуссии. Соответственно, и роль писателя в обществе незавидная. Он-то использует очень много длинных слов! Сейчас интернет полон мнениями о "2017". Некоторые, например, не понимают, для чего нужны в книге описания природы.
- "2017" во многом основан на уральской мифологии, бажовских сказах. Вы уже несколько лет живете в столице - не возникала мысль написать роман на московском материале? Или столица вас не вдохновляет?
- Я люблю Москву. В энергетике Москвы я как рыба в воде. Мне нравится, что в любом, самом тихом районе, в любой, самый безлюдный момент каким-то образом ощущается, какая Москва громадная. Она все время присутствует как целое, все время объемлет человека. Очень мистичное место - московское метро. Избыточная дворцовость старых станций, человеческие потоки, странная тишина перед последним поездом - все это волнует и побуждает писать.
- Много времени и сил вы отдаете премии для молодых писателей "Дебют", являясь ее координатором. Но и собственная проза требует внимания. Легко ли сочетать и то и другое? Или чем-то занимаетесь по остаточному принципу?
- По остаточному принципу я занимаюсь прозой. В "Дебюте" строгий график пресс-конференций, конкурса, вручений. Нельзя чего-то не сделать. Справляться с конкурсным потоком - это как плыть против бурного течения. И, главное, никогда не знаешь, сколько и чего обрушится на тебя завтра. Такой экстрим повторяется каждый год. На прозу я выкраиваю время. Стараюсь вставать пораньше и писать с утра, пока все еще завтракают и едут на работу. Конечно, проза капризничает. Бывает, что выкроишь много, целый день, а - не пишется... Нелегко, да. А кому из писателей сейчас легко?
- "Дебют" - премия для авторов до 25 лет, то есть "поколенческая". В литературу нужно входить поколениями? Творчество все-таки дело индивидуальное, и "осенить" может и в 26, и в 30, и в 50...
- Но у литературного поколения есть своя тематика, своя эстетика, свои творческие манифесты. В этом году на литературно-критическом семинаре финалистов "Дебюта" (у нас была плавающая номинация "Литературная критика и эссеистика") завязалась яростная дискуссия по поводу "нового реализма". Новый он или не новый? Я считаю, новизна в том, что реализм молодых прозаиков преодолевает постмодерн и вообще всю иронически-игровую тенденцию, которая преобладала еще лет пять назад. Новый реализм - именно поколенческое явление. В нем есть не только эстетическая, но и социальная составляющая. Молодые люди хотят жить сами и всерьез, а ирония - всегда объедки с чужого стола.
- На конкурс ежегодно приходят тысячи рукописей. Если брать не только произведения лауреатов и финалистов, каков общий уровень участников? Прослеживаются какие-то тенденции?
- Общий уровень определению не поддается. Есть топ: не только финалисты и лауреаты, но еще две-три сотни авторов, которые при более счастливом для них повороте дел могли бы выйти в финал. Есть авторы, показавшие явные способности: таких несколько тысяч. На следующем уровне мы видим общую культуру письма, иногда любопытную тематику. Ну и беспомощных текстов не менее половины объема конкурса. А тенденция такова, что в потоке становится все больше жанровой прозы. Высокий напор у фантастики, представляющей не столько бластеры и звездолеты, сколько романтический тип письма. Тенденции конкурса у нас отражаются в плавающих номинациях, к которым мы относимся очень серьезно: предлагают эксперты, предлагает Попечительский совет, предлагает автор и учредитель "Дебюта" Андрей Скоч. Надеюсь на следующий год убедить коллег и учредителей повторить номинацию "Фантастика".
- Участвуя в "Дебюте", начинающие имеют шанс получить солидную денежную премию, напечататься в коллективном сборнике... Может быть, кто-то захочет сделать писательство делом своей жизни. У меня был знакомый (правда, не из числа "дебютантов") который был уверен, что сумеет прожить на гонорары, премии, издания своих книг. Не получилось - не потому, что бездарен, а потому, что "пробиться" в профессиональные, высокодоходные писатели очень трудно. А поэту вообще нереально. Может быть, сразу говорить молодым: ребята, пусть писательство остается вашим увлечением, а "для жизни" нужна другая профессия?
- Мы так и говорим. Нигде в мире писатель не живет на гонорары. Исключение составляют несколько десятков коммерческих авторов, но их книги не имеют отношения к литературе. Конечно, у писателя должна быть еще одна профессия, которая и будет давать ему хлеб. Я стараюсь объяснить "дебютантам", что выбор кормящей профессии строго индивидуален. Кому-то ближе окололитературные занятия: журналистика, реклама. А кто-то предпочтет заниматься физическим трудом. Не обязательно кормящая профессия должна быть творческой. Главное творчество - литература. Не увлечение, не хобби, а действительно судьба. А по-другому не получится. Если одаренный человек не выписывается, он и все другое в жизни делает плохо. И денег не заработает, и вообще пропадет. Действительно, выжить и состояться писателю трудно. Но возможно. Десятки состоявшихся "дебютантов" - тому пример.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников