ХРАНИ ВАС БОГ, ДЕСАНТНИКИ

Минобороны и МВД РФ представили новые данные о потерях федеральных сил в ходе антитеррористической операции на Северном Кавказе. Согласно официальным сведениям, с августа прошлого года в Дагестане и Чечне погибло 1173 и получило ранение 3487 военнослужащих из состава Объединенной группировки. 53 военнослужащих числятся без вести пропавшими.Но насколько достоверны эти данные? Известно, что сведения о потерях, которыми оперируют некоторые общественные организации, на много превышают официальные цифры. "Труд" еще раз напоминает руководителям силовых структур России о своей готовности предоставить газетные страницы для публикации списков погибших в Дагестане и Чечне воинов.Владимир ЯНЧЕНКОВ.

Из вертолетного иллюминатора Чечня угадывается безошибочно. То там, то здесь тянутся к небу дымные хвосты от горящих бензиновых самогонных мини-заводов. Но все это ничто по сравнению с многокилометровым черным облаком, поднимающимся сегодня над Грозным. Там уже несколько месяцев пылают крупнейшие нефтеперерабатывающие заводы - огромные озера первоклассного топлива. Помнится, во время недавней агрессии НАТО на Балканах экологи шумно били тревогу по поводу ожидающей Югославию неизбежной экологической катастрофы. Так те пожарища - игрушки по сравнению с горящими чеченскими нефтепромыслами.
Наш тяжелый транспортный вертолет Ми-26, больше похожий на летающий товарный вагон, едва ли "не чешет" огромными лопастями макушки деревьев. Максимально низко они летают из-за опасения получить с враждебных гор или из заснеженного леса автоматную очередь или гранатометный залп. Спереди наплывает небольшое село, и мы закладываем левый вираж, уходя в сторону. Над здешними домами летчики тоже стараются не летать без крайней надобности. В каждом - оружие, и кто знает, что на уме у его хозяина?
... Снизу потянулись свежевырытые траншеи и грязно-зеленые коробки бронетранспортеров и боевых машин пехоты. Садимся на вершине горы, у самого палаточного городка десантников. Это и есть высота с отметкой 606,4, на которой расположился командный пункт группировки воздушно-десантных войск. Вертолетчики мрачно оглядывают окрестности и просят поторопиться с обратным вылетом. Даже здесь, под охраной танковых пушек и установок залпового огня "Ураган", нацеленных на соседние вершины, летчики стараются не задерживаться. Тяжелый вертолет прилетел сюда впервые, бандиты рядом, наблюдают, говорят десантники, за нами неотрывно, ни одна ночь не обходится без обстрелов. Сжечь на земле наш сидящий на самой верхотуре и открытый отовсюду "летающий вагон" прицельной очередью из крупнокалиберного пулемета - за такой "подвиг", говорят, на той стороне дают немалые деньги.
Сам палаточный лагерь между тем выглядит вполне мирно. Над тремя десятками палаток вьется дымок от печек, в одной - топится банька. Спрашиваю солдат: как кормят? Смеются: отъедаемся, почти все набрали в весе. Спят, правда, больше днем, ночи почти все десантники проводят в окопах и в боевых машинах. Ничего, приспособились. Главное, несмотря на непрекращающиеся обстрелы, на высоте 606,4 пока не было потерь.
Командующий группировкой ВДВ генерал-майор Владимир Казанцев рассказывает:
- Вот там, совсем рядом, - чеченские села Балансу и Ножай-Юрт. Мои полки выполняют задачу по блокированию их и других населенных пунктов Ножай-Юртовского и Введенского районов. Причем выполняют без потерь и с нашей стороны, и со стороны мирного населения.
- А со стороны боевиков?
- А с их стороны потери есть. Но я их не считал. В моей зоне ответственности и Басаев, и Радуев, и Хаттаб со своими отрядами. На днях вот сюда, совсем рядом, даже Масхадов приезжал.
- Говорят, он ранен?
- Я тоже об этом слышал, но сам не видел, поэтому пока утверждать не могу. Всего в Введенском районе, по данным разведки, к нашему приходу сюда было порядка двух тысяч боевиков. Часть, видимо, ушла в Введенское ущелье, в которое мы не входили. Обстановка там на сегодня для нас самая сложная. Часть бандитов, думаю, осталась в селах. Каждую ночь группами до 25 человек банды пытаются оттуда прорваться в горы. Естественно, несут потери. Только на одной из высот батальоном морской пехоты, который взаимодействует с нами, уничтожено около 60 бандитов.
На этом наше блиц-интервью заканчивается. Сопровождающий меня офицер теребит за рукав и выразительно показывает в сторону вертолета. Темнеет. Летчики совсем извелись, надо лететь обратно. Лопасти Ми-26 со свистом завращались, едва на грохочущий борт затащили трап. Высота 606,4 в иллюминаторе круто накренилась и ушла в сторону. Храни Господь тех, кто на ней остался. "Ураганы" заряжают реактивные снаряды. Надвигается ночь.