ПЛАН МАРШАЛЛА, ЧАСТЬ 2,

Итак, новоизбранный президент США Джордж Буш-младший заявил, что США больше не намерены кредитовать российскую экономику. В российском обществе сразу развернулась дискуссия о том, хорошо это или плохо. "Патриоты" обрадовались: все равно кредиты расхищались ушлыми олигархами, а понимающий народ нервничал от растущих цифр государственного долга. "Демократы" опечалились: получение западной помощи всегда было доходной статьей их немудреного бизнеса, теперь же появилась необходимость изобретать новые, неизведанные схемы собственного финансового благополучия.

Однако за этим спором как-то затерялся смысл происходящего. Наивно предполагать, что щедрая администрация Клинтона была заинтересована в российских рыночных преобразованиях, а скаредный ковбой Буш пожалел денег на эти благовидные цели. России, а точнее, тем ее представителям, которые и являлись реальными получателями западных кредитов, платили не за рыночную экономику, не за свободу слова и даже не за права человека.
Собственно, еще с конца второй мировой войны Запад вынашивал планы "выкупа" Европы, взятой СССР боем. Иосифу Сталину предлагались гигантские по тем временам деньги - порядка 25 миллиардов долларов, которые, безусловно, пригодились бы для восстановления разрушенного хозяйства в обмен на то, что Советский Союз уменьшит свое присутствие в Европе. Но Сталин был не прост и требовал деньги вперед, обещая "подумать" над предложениями бывших союзников. Запад, мягко говоря, не совсем доверял "вождю народов", и планы повисли в воздухе до определенного момента. Момент наступил при Горбачеве, когда внешний долг СССР "распух" до невероятных размеров - 103 миллиардов долларов, причем особенно "урожайным" был период с августа по декабрь 1991-го. Горбачеву платили много и с удовольствием, понимая, что и сам генсек-президент, и его единомышленник Шеварднадзе "отработают" вложения. Ушел Горбачев, но позиция "кредиты в обмен на уступки" соблазнила новых правителей. Россия фактически отказалась от Индии и Кубы, демонстративно не замечала продвижения НАТО на восток и вяло журила бывших союзников за антироссийскую истерию. Россия дала согласие на вывод советских войск из стран Восточной Европы, поддержала санкции в отношении наших бывших союзников - Ирака, Ливии, Югославии, вернула военспецов из Африки. Все это стоило денег. И Россия получила кредиты МВФ, кредиты Парижского клуба.
Подчеркну - только тогда, когда мы шли на какие-то уступки Западу, России выделялись кредиты. Горбачев и постгорбачевцы, конечно, не могли во всеуслышание объявить своей стране, что берут у Запада деньги за невыгодные для Родины решения, например, за согласие на объединение Германии. Кстати, именно Германия - самый крупный кредитор России. Продажа завоеваний СССР прикрывалась "перестройкой", а затем "демократией". Поэтому была принята схема так называемых "долгосрочных кредитов" - на 10, 15 лет. "Потом будет видно" - такой принцип был взят на вооружение. "Потом" настало, как ни странно, достаточно быстро, и кредиторы мертвой хваткой вцепились в наследницу долгов СССР - Россию. Кредиты, а вовсе не оплата за какие-либо услуги или уступки - то, что написано в финансовых документах.
В итоге - мы практически потеряли какое-либо влияние в Европе, сократили до минимума вооружение, а взамен получили долги, справиться с которыми нет никакой возможности - начиная с этого года выплаты будут только увеличиваться. Европа и Америка получили за свои деньги спокойную Европу без ядерного оружия и российского присутствия, а теперь еще желают получить назад все "кредиты". Возможно, если бы президент Путин продолжил выгодную для Запада политику, настойчивость кредиторов поутихла. По плану Маршалла Германию тоже кредитовали после второй мировой. Никто же всерьез не обсуждал возможность возвращения этих денег. Проамериканская позиция страны - лучшая форма оплаты долгов. Но российский президент не считает возможным продолжать антироссийскую внешнюю политику. Поэтому начавшаяся в период президентства Джорджа Буша-старшего реализация второй части "плана Маршалла" (без упоминания его названия) заканчивается при Джордже Буше-младшем. Ни США, ни Европа больше не видят, за что сегодня платить России. Именно в этом, полагаю, - смысл жестких заявлений нового американского президента. Конечно, есть варианты, при осуществлении которых мы можем заставить Запад сильно нервничать (а соответственно - становиться более договороспособным) - например, ядерное перевооружение Китая или массовые поставки оружия в не очень привечаемые Штатами страны. Однако это - крайние меры.
Как известно, сегодня общая сумма долга России вкупе с долгами бывшего СССР, по которым мы приняли на себя обязательства платить, составляет порядка 160 миллиардов долларов.
Нет сомнения, что платить по долгам - дело чести, другой вопрос, что не всякий долг действительно нуждается в оплате. Давайте разберемся с некоторыми цифрами и фактами, чтобы реально смотреть на положение дел. Парижский клуб не признает военных долгов (за поставки оружия, боеприпасов, техники), а они в общей сумме долгов СССР составляют около 145 миллиардов долларов. Российскому руководству необходимо убедить западных кредиторов провести полную взаимную реструктуризацию долгов, проще говоря, их списание. Мы простим всем развивающимся странам те деньги, что они нам не собираются возвращать за оружие, а Запад признается в том, что нам было заплачено по счетам плана Маршалла. Это вопрос не только тонкой дипломатии, но и жесткой, принципиальной позиции российского руководства. Сегодня живы почти все участники тех "славных" событий - Горбачев, Шеварднадзе, Коль, Буш-старший, наконец. В Думе сидят бывшие члены Политбюро ЦК КПСС Рыжков, Лигачев, Лукьянов. Они тоже знают немало - ход событий и их настоящий смысл возможно восстановить.
Новому российскому руководству следует признать, что бешеные суммы российских долгов - результат оплаты политических действий руководства СССР, а позднее - России. Необходимо перестать обманывать российский народ и, поблагодарив его за все, что он сделал для мира и благоденствия Европы ценой своей крови и нищеты, мирно решить проблему всех старых "долгов".