ТАЙНАЯ ЛЮБОВЬ МИНИСТРА СЕРГЕЕВА

Официальный визит министра обороны России в Украину всполошил милых пенсионерок Макеевки. Срочно шились новые наряды, обновлялись стрижки, перетряхивались чемоданы со старыми фотографиями. Ведь это для россиян и всего остального мира Игорь Сергеев - крупный военачальник, а для них он остался все тем же Гариком с последней парты среднего ряда.

О том, что после встречи с президентом Кучмой маршал приземлится в Донецке и навестит родную макеевскую школу N22, которую блестяще, с золотой медалью, окончил в 1955 году, его бывшие одноклассники узнали за неделю до события. Всех обзвонила и предупредила Нелли Петровна Кралько, тоже бывшая одноклассница Сергеева, а теперь директор школы. К событию готовились старательно, с размахом - пригласили артистов филармонии, написали сценарий, накрыли столы. Несмотря на каникулы, вызвали в школу отличников, выстроив их в вестибюле торжественным живым коридором. Стайка седеньких одноклассников "белым роялем в кустах" засела в том самом классе, где Гарик блистал у доски и кружил головы девчонкам. Вот зайдет министр подышать воздухом детства, а они тут как тут - те, кто помнит его и любит.
- Он был капитаном школьной волейбольной команды, - рассказывает Алла Владимировна Радкевич, - и кличка к нему приклеилась - "Капитан". В мальчишеских ссорах он всегда выступал арбитром. А девчонкам нравился всем: еще бы, такой кудрявый, веселый.
- А к кому он неровно дышал? - допытываюсь. - Была же школьная любовь?
- Не говори, не говори! - сурово предупреждает Эдуард Константинович Рябкин. - Все наши детские тайны должны остаться при нас.
Но женщины всегда не прочь поговорить и о любви. Выбрав укромный уголок, мы продолжаем тему.
- Нравилась ему Вера Соловьева, наш комсорг, очень красивая девочка, - рассказывают мне по секрету. - А она по нему вообще умирала. Встречаться они, правда, не встречались, как это принято сейчас, но поцелуй один был, это точно. Наша Вика Папу, секретарь комсомольской организации, их в школьном саду застукала.
- А Вера пришла сейчас на встречу?
- Она бы сюда самой первой примчалась, потому что всегда гордилась Игорем, его успехами. И своего сына воспитала офицером, он то же училище, что и Сергеев, окончил - Севастопольское военно-морское, имени Нахимова. Но Верочка умерла от лейкемии два года назад. Ее очень в городе уважали, она была главврачом водолечебной больницы...
Министр обороны появился в школе в 16 часов, а через 40 минут уехал, так и не выпив шампанского с друзьями детства и не послушав местных артистов. Зато экзамен "на память", сдал, как всегда, на "отлично". Через 45 лет разлуки он узнал всех своих одноклассников, а некоторых припомнил по кличкам. И о школе родной сказал хорошо:
- Она научила меня не сдаваться и отличать добро от зла. И я всегда боролся со злом и превозносил добро.
Расцеловав однокашников и с каждым успев быстренько пошептаться, министр пружинистой походкой сбежал по ступенькам. В вестибюле в кругу погрустневших коллег вытирала платочком слезы учитель истории Виктория Константиновна Папу. Та самая Вика, что в 55-м преподавала выпускникам Конституцию и однажды на школьном вечере случайно подсмотрела поцелуй Сергеева.
- Неделю дышали предчувствием встречи, казалось, вернется молодость, - вздохнула она. - А все так быстро закончилось.
Только фотографы остались довольны: столько снимков знаменитого земляка! И никто уже не замечал худенькую женщину, застывшую в уголке с квадратиком старой фотокарточки.
- Неужто это Сергеев? - спросила я, разглядев фигуру юного курсанта.
- Он самый, - вздохнула Ольга Лобода. - Это фото он подарил мне в 58-м году, когда приезжал на каникулы. Вот и надпись: "Оленьке от Гарика для памяти". Гарик был замечательным, самым лучшим из всех, а я - запевалой класса. По щекам постаревшей Оленьки скатилась слеза.
- Вы первый раз плачете из-за министра? - осенила меня догадка.
- Из-за министра - да, - улыбнулась женщина, - из-за Гарика - нет. Однажды, помню, он пригласил на танго другую, и я расплакалась.
- А танго как называлось?
- "Я возвращаю ваш портрет, я о любви вас не молю..."
В тот день Сергееву надарили целую кучу школьных фотографий. Но только не Оленька. Cнимок ей дорог самой. "Для памяти..."