03 декабря 2016г.
МОСКВА 
-10...-12°C
ПРОБКИ
1
БАЛЛ
КУРСЫ   $ 64.15   € 68.47
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

НАЛЕТАЙ, НЕ СКУПИСЬ, ПОКУПАЙ ЖИВОПИСЬ!

Ясюков Игорь
Опубликовано 01:01 27 Января 2003г.
По подсчетам специалистов, ежегодно в Москве через сеть частных арт-магазинов и арт-галерей продается произведений искусства на сумму более миллиона долларов. Цифра эта неуклонно растет. Золото-бриллианты постепенно отходят на второй план. Все больше россиян предпочитают вкладывать деньги в прекрасное, изящное, неповторимое.

ЧЬИХ КИСТЕЙ ПОЛОТНО?
Конечно, у нас пока что нет миллиардов, которыми привыкли манипулировать наши олигархи. Но, бывает, несколько сотен долларов вдруг объявятся в карманах. Куда их девать? Тут главное не горячиться. Не следует кидаться к чемоданам, рваться в Турцию. Распылить денежки по горячим пескам да волнам дело нехитрое. Все-то удовольствие - облупившийся нос, все-то воспоминания - сонный крик муэдзинов на рассвете.
- Живопись, - уверенно говорит директор одного из многочисленных арт-магазинов Москвы Сергей Щаренский, - вот на что следует обратить свое внимание. Вкладывать деньги в живопись стало не только модным, но и доходным бизнесом. Причем выигрывает в конечном счете именно покупатель. Со временем картины только дорожают, причем в геометрической прогрессии. Главное - выбрать именно то, что будет всегда дорожать.
Щаренский перечисляет навскидку то, что будет подвержено вожделенному удорожанию: древнерусская иконопись, живопись XVIII - XIX века, авангард XX века, соцреализм. Ну, это явно не по зубам начинающему коллекционеру. Тогда будем брать из числа современных "незарвавшихся" художников. Почем они нынче?
В арт-магазинах и арт-галереях редко встретишь работы дешевле 100 долларов. Более или менее приличные полотна тянут на 350 - 800 долларов. В этом ценовом диапазоне уже можно приглядывать работы, которые со временем и при счастливом стечении обстоятельств, возможно, попадут в число "гениальных". Ваши 350-800 условных единиц превратятся в 3500-8000. А может, даже в 80 000. Правда, в ожидании этой прекрасной поры мы успеем облысеть, обеззубеть и даже обезуметь, но надежда будет греть нас своим негасимым ласковым светом...
Комиссионные, которые берут себе владельцы галерей при продаже картин, составляют обычно 10-30 процентов от стоимости. Так что художники, в принципе, довольны.
РЕЦЕПТ ОТ ВАН ГОГА
В многоголосице имен современных художников трудно не потеряться. Тем более несведущему. В одной Москве, по некоторым данным, насчитывается несколько десятков тысяч патлато-гривастых мастеров кисти, подмалевки и лессировки. Зураб Церетели и Илья Глазунов, безусловно, возглавляют этот гомеровский список. На подходе к лидирующим позициям ловкий Никас Сафронов. Но, повторимся, купить работы этих мастеров нам не по силам. Мы пока что обойдемся Ивановыми-Петровыми. Но как вычислить, чьи картины впоследствии озолотят их владельца?
- Рецепта на этот счет не существует, - так же уверенно заявляет Щаренский. - Обладать тайной этого рецепта, все равно что владеть философским камнем. При покупке картины следует руководствоваться помощью экспертов, искусствоведов, опытных коллекционеров. Неплохо, если у вас имеется собственный вкус.
Вкус... Откуда ему взяться? Можно неделю провести в Третьяковской галерее, Эрмитаже, таращиться на великие полотна, однако же вкуса в себе не выработаешь.
- Самое удивительное, - продолжает Щаренский, - что произведениями искусства становятся зачастую те работы, которые отвергались современниками, за которые не хотели дать ни ломаного гроша. Имена, которые гремят сегодня, со временем могут угаснуть. Ван Гог при жизни не продал ни одной своей картины, хотя они выставлялись за 50 - 70 франков. А теперь его работы самые дорогие в мире. Знаменитые "Подсолнухи" стоят 35 миллионов долларов. Вот и думайте.
Задуматься, безусловно, есть над чем. И даже впасть в отчаяние. Потому что сумма, с помощью которой рассчитываешь положить начало собственной коллекции высокохудожественных полотен, предательски мала. Ухватишь сгоряча, скажем, какой-нибудь "Пейзаж с коровами", а он, подлец, не оправдает твоих надежд? Сложно, братцы, разобраться в мире искусства!
ЛЕВИТАН ИЛИ КОЛБАСЬЕВ?
Однако выход есть. Не обязательно отправляться в салон за искусством. Не поленитесь, проведите ревизию в собственном доме или в избе прадеда и прабабки, тихо скончавшихся в дремучей деревне. Известно, великие мастера, Левитан, например, Коровин, Шишкин, любили забираться в непролазные подмосковные чащобы с целью восхититься и запечатлеть нетронутый уголок природы. Бывало, что в качестве оплаты за постой в деревенских избах они оставляли хозяевам свои наброски, эскизы, рисунки. За этюд Левитана можно получить сегодня 7 - 15 тысяч долларов. Худо ли? Другое дело, как узнать, что это именно Левитан, а не какой-нибудь Колбасьев?
- Это можно сделать в Третьяковской галерее, - говорит заместитель генерального директора галереи, искусствовед Лидия Ромашкова. - Каждый понедельник до 14 часов у нас работает экспертная комиссия, которая дает заключение о подлинности картин. Прием ведется по предварительной записи. Услуги наши платные - от нескольких до 200 долларов за картину. Но не следует путать нашу комиссию с оценочной комиссией. Мы не назначаем цены за картины.
По словам Лидии Ивановны, люди до сих пор находят забытые или не известные никому картины. Не так давно в Третьяковку обратился древний дед из глухой подмосковной деревни. В рваной сумке он привез в качестве подарка не менее рваную, но в целом неплохо сохранившуюся картину. Пейзаж. Авторство установить не удалось, но, оказалось, что работа относится к началу XIX века и представляет собой определенную художественную и материальную ценность.
- Мы решили купить у старичка картину, - рассказывает Лидия Ивановна. - Предложили ему сумму, в которую он никак не хотел поверить. Скажем, на эти деньги можно было купить новый автомобиль. Неизвестно, успел ли потратить старичок свалившиеся на него деньги, уж очень он был стар. А когда уходил от нас, все плакал, все жалел о том, что "старуха моя не дожила"...
Экспертиза картин может занимать от нескольких минут до нескольких недель. Все зависит от состояния картины, уровня сложности и еще многих составляющих. В ход идут рентген и исследования на молекулярном уровне. Экспертная комиссия Третьяковки котируется очень высоко, люди приезжают даже из Петербурга, хотя там хватает квалифицированных специалистов.
Тем, кто желает продать картины Третьяковке, следует иметь в виду, что на сегодняшний день средств для покупки картин у галереи не так уж много. Диапазон цен в 5 - 7 тысяч долларов за картину наиболее приемлем для галереи.
- К сожалению, - говорит Лидия Ивановна, - в прошлом году нам не удалось приобрести у частного владельца знаменитую картину Серова "Похищение Европы". Она способна украсить любой музей мира. Стоимость ее составляла примерно 800 тысяч долларов. Мы сумели найти эти деньги с помощью Министерства культуры. Но...
Но картина уже ушла от одного частного лица к другому частному лицу. Причем, как говорят, за сумму вдвое превосходящую первоначальную. Частные лица остались довольны, а вот мы с вами, рядовые ценители прекрасного, лишились возможности любоваться этой красотой.
ИКОНА С ДЫМКОМ
С другой стороны, всем желающим выгодно вложить деньги в произведение искусства следует помнить о том, что, приобретя нечто заведомо ценное, они попадают в сферу интересов угрюмого криминального мира. Кража со взломом всегда была дешевле похода в арт-магазин. Так что:
- не афишируйте своей покупки;
- не называйте ее истинную стоимость;
- оформите страховку;
- не поскупитесь на сигнализацию.
Эти нехитрые советы помогут вам жить в относительном душевном равновесии относительно длительное время.
Если вы не доверяете качеству художественных работ в арт-магазинах-галереях и непременно желаете приобрести нечто у искушенного коллекционера (на которого вы, впрочем, вряд ли выйдете, потому что эти люди предпочитают быть глубоко законспирированными), то помните о том, что и у них могут оказаться поддельные работы.
- Такое, хоть и нечасто, но все же случается, - комментирует этот вопрос Лидия Ромашкова. - Зачастую коллекционеры просто-напросто не решаются отдавать ценные картины на экспертизу из-за опасения получить убийственный для них отрицательный ответ. Предпочитают жить в счастливом неведении.
Так что вполне вероятно то, что вы можете заполучить откровенную подделку. Тем более что "подделочная" индустрия не только в России, но и во всем мире продолжает крепчать. В прошлом году итальянская полиция выявила группу мошенников, мастерски подделывавших и сбывавших работы Рембрандта, Дали, Матисса и т.д. Было изьято свыше 3 000 картин. Доход мошенников от продажи этих полотен мог составить более 20 миллионов долларов. У нас наиболее распространена подделка икон. На рынке икон подделки составляют порядка 35 процентов. Стоят они от 100 до 10 000 долларов.
Знаете ли вы, например, как изготовляются нынче старинные иконы? На предварительно "состаренной" доске пишется лик, затем икона помещается в дымоход русской печи и коптится таким образом несколько дней березовыми дровами. Затем ювелирно наносятся сколы, трещины, царапины... Процесс сложный, увлекательный, а результат бывает настолько блестящ, что даже опытные эксперты не могут отличить подделку...


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников