АДРЕНАЛИН ЗОВЕТ В ДОРОГУ

Над знаменитыми автогонками по африканским пустыням и саваннам повис какой-то злой рок: и в этом году двое участников "Дакара" сложили головы на его трассах. Оба - мотоциклисты. Это 29-летний южно-африканец Элмер Саймонс и 42-летний ас-француз Эрик Обижу. Для одного нынешнее ралли было первым, для другого - шестым по счету, но для того и другого оно стало последним. За 29 лет своего существования "Дакар" угробил 48 человек, включая его основателя Тьерри Сабина: он разбился с группой коллег в 1986 году на вертолете при рекогносцировке очередного африканского маршрута. Среди жертв ралли 12 мотоциклистов, два автогонщика, три водителя грузовиков, 14 членов оргкомитета гонок и журналистов. Но больше всего погибло зрителей - аж 17 человек. На эту невеселую тему я разговаривал с директором "Дакара" Этьеном Лавинь.

- Увы, и в этом году не обошлось без смертей...
- Все под Богом ходим, и неизвестно, где нас подстережет худощавая дама с косой. Жизнь вообще опасная штука. Сколько людей погибает в авиакатастрофах, автомобильных авариях, казалось бы, на абсолютно безопасных автотрассах, городских улицах? Десятки тысяч!
- Первой жертвой "Дакара" стал южно-африканец Элмер Саймонс. Говорят, он был новичком?
- Я бы этого не сказал. Среди мотоциклистов он занимал вполне приличное, 26-е место, что редко удается новичкам. Верно, что в "Дакаре" в качестве гонщика он участвовал впервые, но до этого дважды проходил африканский маршрут на "техничках", да и в других, может быть, менее знаменитых ралли неоднократно выступал.
- Ну а ваш соотечественник Эрик Обижу? Этот-то был опытным волком, и на предпоследнем, 13-м этапе у него остановилось сердце. Вы что, не проверяете общее состояние гонщиков перед соревнованиями?
- Проверяем. Все проходят медосмотр, и те, у кого есть проблемы со здоровьем, к соревнованиям не допускаются. К примеру, мотоциклистам, на которых приходятся самые тяжелые нагрузки, в обязательном порядке делают расширенные кардио- и эхограммы с тем, чтобы определить их физическую форму.
- И все-таки, что случилось с Обижу?
- Насчет остановки сердца - это первоначальная версия по горячим следам. На самом же деле, когда мы разобрались позднее с участием полиции, выяснилось, что Эрик врезался в автомобиль. Повторяю, ралли - вид спорта, связанный с риском.
- И все-таки в условиях сумасшедших гонок по пустыне, согласитесь, шансы отправиться к праотцам немалые. Это уже не говоря о травмах. Люди падали с мотоциклов, автомобили сталкивались друг с другом...
- Спорить не буду. Но участники "Дакара" знают, на что идут.
- Что толкает их ставить на карту свою жизнь? Они, что, прирожденные экстрималы?
- Хотят испытать себя, узнать предел данных от природы возможностей. Адреналин, в конце концов.
- В прошлом году под колесами грузовиков технической службы погибли два африканских ребенка. На этот раз, правда, зеваки не пострадали...
- Мы сильно переживали смерть детей и в этом году уделили особое внимание тому, чтобы местный народ держался подальше от наших маршрутов. Старались огибать населенные пункты, значительно увеличили число наблюдателей, которые регулярно выезжали в те районы, где проходили гонки, предупреждали зрителей и на месте следили за соблюдением правил безопасности. Так будем поступать и впредь. Но, к сожалению, нулевого риска не бывает, особенно когда речь идет о таких масштабных гонках, как наша.
- Каждый раз после трагедий, как нынешние, у многих возникает вопрос: а не стоит ли запретить соревнования, с печальной регулярностью приводящие к гибели людей. Что вы думаете по этому поводу?
- Никто никого не заставляет пускаться в автоавантюры наподобие "Дакара". В свободном обществе каждый вправе самостоятельно принимать те или иные решения, и этот выбор надо уважать. Во Франции многие увлекаются альпинизмом. Тоже дело небезопасное. Люди сознательно идут на риск. В Альпах, к примеру, за четыре месяца этого года, с начала июня по конец сентября, погибло 40 человек. Так что же, закрыть альпинистам путь в горы? Люди и в бассейнах, бывает, тонут. И бассейны закрыть? Понятно, что следует думать о мерах безопасности, предупреждать людей, но запреты ни к чему хорошему не приведут.