25 марта 2017г.
МОСКВА 
2...4°C
ПРОБКИ
0
БАЛЛОВ
КУРСЫ   $ 57.42   € 61.86
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

НЛО приземлилось в Чертаново

Кадр с сайта kinopoisk.ru
Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Опубликовано 00:11 27 Января 2017г.

Вчера на экраны вышел фантастический блокбастер Федора Бондарчука «Притяжение»


Мы привыкли, что инопланетные корабли падают в кино только на американские города. Ну, еще порой на Лондон. Теперь этой чести удостоилась Москва. По сюжету наши военные подбили над столицей НЛО, оно упало в микрорайоне Чертаново, под обломками зданий погибли сотни людей. На поверку сбитый болид оказался кораблем инопланетян, которые после вынужденного приземления никаких враждебных действий по отношению к землянам не предприняли. Городские власти тоже решили не обострять ситуацию. Ввели комендантский час, обнесли зону забором, стали выжидать. Но жителей окрестных районов во главе с харизматичным Артемом такое соседство не устроило. Вооружившись битами, они пошли на штурм чужаков...

Отправной точкой для сюжета, как это ни покажется кому-то странным, послужили нашумевшие события в Бирюлево. Сначала была идея снять фильм по следам этого острого социального, межнационального конфликта, но в ходе работы над сценарием жесткую реальность подменили фантастикой, а мигрантов потеснили безобидные инопланетяне. Показательная для нынешней культурной ситуации трансформация первоначальной идеи!

Впрочем, фильм Бондарчука не является фантастикой в чистом виде. «Притяжение» неловко пытается сочетать в себе и развлекательное зрелище про нашествие инопланетян с обязательными приметами жанра, и умилительную love story между юной землянкой Юлей (Ирина Старшенбаум) и обаятельным пришельцем (Риналь Мухаметов), и традиционный «роман воспитания», и некое социально-философское высказывание о судьбах нашей цивилизации. Не все из этих задач на поверку оказались выполнены.

Подобно тому, как Бондарчук-старший был общепризнанным баталистом, Федор Сергеевич может считаться мастером современных кинотехнологий. Он сполна доказал это и в «9 роте» — до сих пор лучшем своем фильме, и в «Обитаемом острове», и в «Сталинграде». Эту линию творчества он уверенно развил в «Притяжении». Половину фильма режиссер снял, что называется, по старинке, вторая половина нарисована, смоделирована с помощью компьютерной графики и прочих чудес.

Гигантский инопланетный корабль, обрушивший половину Чертаново, страшные, величественные руины города, гуманоиды, выползающие из развалин, наконец, финальная схватка землян с пришельцами — все эти сцены на радость подростковой аудитории придуманы, сняты, смонтированы на уровне лучших голливудских образцов. Притом что бюджет фильма (порядка 6 млн долларов) в десятки раз меньше любого американского блокбастера.

Но на одних спецэффектах и ярких картинках двухчасовой фильм не построишь. Нужны человеческие истории, яркие лица, страсти, характеры. С этим напряженка. Основные беды идут от сценария, который, поведали продюсеры «Притяжения», содержал 60 (?!) вариантов. По мне, это говорит только о том, что сценарий так и не получился. Мой опыт киноредактора (довелось поработать в этом качестве на крупной киностудии) учит: или сценарий рождается сразу, а дальше уточняется и улучшается, или бессмысленно переписывается десятки раз, становясь каждый раз иным и оставаясь по-прежнему несовершенным. Кажется, так произошло и в данном случае. В происходящем на экране действе много случайного, мутного, мусорного, под ворохом которого с трудом отыскиваются золотоносные сюжетные жилы.

История внезапной любви простодушно-глуповатой школьницы Юли, отправившейся в зону, и залетного пришельца, изучающего нравы землян, слишком поверхностна, банальна, предсказуема, чтобы вызвать яркие эмоции — по крайней мере, мои. Во взаимоотношениях героев изначально нет тайны, волнующего процесса зарождения чувства. Любовь актерами не прожита, а только обозначена. Они обнялись во время танца на рок-концерте (хотя какие могут быть концерты во время военного положения?) — и «все стало вокруг голубым и зеленым». Как просто и как плоско...

Столь же стремительным и не очень мотивированным показалось мне превращение Артема (Александр Петров) из обаятельного и прямодушного юноши, каким он предстает в начале фильма, в лидера молодежной группировки, возглавившего поход на миролюбивых пришельцев под лозунгом «Это наша земля!». Как говорится, ничто не предвещало. Только что он спасал от разгневанной толпы омоновца, а тут сам повел толпу на баррикады, круша тех самых омоновцев. Почему, зачем?

Чуть точнее нарисованы в фильме взрослые персонажи, в частности, бабушка Юли (Людмила Максакова) и ее отец, полковник Лебедев (Олег Меньшиков), который после крушения корабля инопланетян становится военным комендантом города. С его появлением в фильме возникает волевое, организующее начало, начинает мощно звучать тема армии, которая служит в фильме сдерживающим щитом между мирными чужаками и агрессивными «повстанцами».

Ведомство Сергея Шойгу, как я понимаю, весомо поучаствовало в создании фильма, что отмечено в титрах. На экране, как на торжественном параде, задействована самая современная военная техника: бронемашины, самолеты, вертолеты, беспилотники, роботы и даже тяжелый авианесущий ракетный крейсер «Адмирал Кузнецов». Что это: еще одно напоминание миру (а фильм уже куплен десятками стран) о мощи российской армии? Неужто в глянцевую упаковку фантастического боевика, помимо художественных и коммерческих целей, режиссер Федор Бондарчук умело упаковал и идеологические задачи?

При этом фильм Бондарчука в итоге не кажется конъюнктурным, режиссер позволяет себе даже некоторую фронду. В «Притяжении» есть едкая реплика в адрес современного российского телевидения, которое без устали зомбирует публику и при желании даже инопланетянина может настроить против инопланетян...

А главное, неутешительным выглядит основной месседж этого неровного, местами просто сумбурного фильма. В финале пришельцы, починив корабль, улетают в неведомые космические дали. Их вердикт однозначен: планета Земля — слишком агрессивная, воинственная среда для того, чтобы оставаться здесь и продолжать контакты с местным населением. Жаль, что они сделали такой вывод на примере России. Может, и впрямь их кораблю следовало упасть на спокойную Финляндию, как посетовала главная героиня фильма?


Л.П. 27 Января 2017, 15:42
Игорю. Насчет рухнувшего на Москву сбитого инопланетного корабля - тут вы, скорее всего, правы. Военные обязаны были грохнуть его так, чтобы он упал в подмосковных лесах. Это еще один сценарный ляп. А чему фильм может научить? Ну, там есть мысль о том, что мы должны быть толерантны к "чужим", "чужакам". Они могут оказаться не более агрессивны, чем мы сами по отношению друг к другу.
Л.П. 27 Января 2017, 15:38
Кате. Верьте себе, своим чувствам, эмоциям. А для этого надо сходить в кино и сделать свои выводы. Только так.
Игорь 27 Января 2017, 11:49
А всё-таки странно, что НЛО, оказавшийся кораблем инопланетян, был подбит так, что рухнул на густонаселенный район - это ведь говорит о непрофессионализме военных: легко же просчитываются траектории. Да и вообще после всех голливудских фильмов на аналогичную тему кино Бандарчука все равно вторично и уже даже этим не интересно. Разве что подростковой аудитории. И вот тут вопрос - а чему этот фильм научит подростков, даст новый импульс агрессии?
Катя 27 Января 2017, 11:44
А по телевидению фильм так хвалят, аж захлебываются. А у автора статьи - скорее скепсис, чем восторг. Кому верить?
Loading...





Три года назад Крым вошел в состав России. Какие чувства у вас по этому поводу?