НОВОСТРОЙКИ В ЧЕЧНЕ

Сегодня, 27 февраля, в Кремле под руководством президента Российской Федерации В.В. Путина пройдет заседание Совета безопасности Российской Федерации, на котором будет рассмотрен вопрос "О ситуации в Чеченской республике". Накануне наш корреспондент встретился с заместителем секретаря Совета безопасности. Генерал-полковник Валентин Алексеевич СОБОЛЕВ рассказал об обстановке в Чечне и основных вопросах, которые планируется рассмотреть на сегодняшнем заседании.

- Как бы вы, Валентин Алексеевич, охарактеризовали обстановку в Чеченской республике в целом?
- Сегодняшнюю обстановку в Чечне я бы назвал в целом стабильной, контролируемой федеральными силами. Да, еще продолжаются отдельные диверсионно-террористические акты в республике. Но сегодня на территории Чечни уже нет крупных бандформирований, которые бы представляли реальную военную угрозу целостности нашего государства и могли бы спровоцировать новое обострение военного конфликта, как это случилось в 1999 году. Оставшиеся банды, по нашей информации, представляют собой малочисленные группы по 5-10 человек в каждой.От них исходит прежде всего не военная, а террористическая угроза. Поэтому на данном этапе контртеррористической операции основной упор делается на поиск и ликвидацию точечными, избирательными ударами убежищ боевиков, складов с оружием. Нужно предотвращать диверсии, пресекать приток материальных и финансовых средств, препятствовать восполнению количества участников незаконных вооруженных формирований...
- Но до тех пор, пока в Чечне не появится необходимого количества рабочих мест, многие жители наверняка будут "посматривать" в сторону боевиков и близких к ним наркодельцов, ведь там можно заработать...
- Очевидно, что республика, которая в течение практически целого десятилетия не занималась ничем, кроме войны и криминального бизнеса, не может в одночасье, по мановению волшебной палочки, перестроиться. Годами не работали школы, средние и высшие учебные заведения. Выросло целое поколение, у которого возникли серьезные проблемы с образованием, освоением мирных профессий. Такая ситуация, а также отсутствие рабочих мест, многолетнее воспитание молодежи в духе ненависти к российским устоям, проблемы с пенсионным и социальным обеспечением людей, предельная криминализация общества привели к тому, что имеем сейчас в Чечне. Поэтому еще в марте прошлого года президент России поставил задачу для всех министерств и ведомств федерального уровня о восстановлении социальной сферы и экономики Чечни.
- И много ли за этот год сделано?
- Сегодня население Чечни начало получать пенсии и пособия, в том числе и те, что задолжало государство за предыдущие годы. Выплачиваются детские пособия, пособия по безработице. Это очень серьезная нагрузка на бюджет, ведь пособия положены очень многим, но государство идет на расходы, поскольку рабочих мест в Чечне действительно пока не хватает.
Тем не менее рабочие места создаются. По словам главы чеченского правительства Ильясова, в ближайший год количество рабочих мест увеличится на 100 тысяч. Так, совсем недавно в Грозном введена в эксплуатацию обувная фабрика. Со временем на фабрике смогут получить работу более четырехсот человек.
Удивительно, что об этом так мало говорилось в прессе, но в этом году впервые за последнее десятилетие посевные площади в Чечне были соизмеримы с посевными площадями всей (тогда еще советской) Чечено-Ингушетии. В 2001 году убрано 135 тыс. гектаров зерновых культур. Собранный в прошлом году урожай даже превысил урожаи, собираемые здесь в советские времена. Намолочено 295 тысяч тонн зерна, открылись пекарни и хлебозаводы.
Начал восстанавливаться и нефтяной комплекс Чечни. Сейчас постоянно работают 20 скважин. В прошлом году добыто более 700 тысяч тонн нефти, из которых 90 процентов поставлено на экспорт на общую сумму 2,5 миллиарда рублей. А в этом году добычу нефти планируется увеличить как минимум в два раза.
Возобновили работу более 450 школ, в которых учится более 200 тысяч детей. В Грозном работает пять вузов. Кроме того, для жителей республики, которые хотят получать образование, "забронировано" пять тысяч мест в высших и средних учебных заведениях в регионах России.
- Тем не менее палаточные лагеря беженцев в Ингушетии пока не пустеют. Многие чеченцы не хотят возвращаться домой...
- Беженцы в палаточных лагерях на территории Ингушетии находятся уже третий год. Мы не должны допустить, чтобы и следующую зиму люди опять провели в палатках. Как отметил глава администрации Чеченской республики А.Кадыров, в текущем году проблема их возвращения в республику будет практически решена.
Не хотят возвращаться те, кто причастен к бандформированиям, наркобизнесу или родственники которых продолжают оставаться в бандах.
Других держит в палаточных лагерях то, что в республике еще нет жилья. Многие хотят вернуться не в общежития, а сразу в постоянное жилье. Проблема восстановления жилья - самая острая. К сожалению, есть претензии к генеральным подрядчикам и исполнителям на местах - они многого не успели, не освоили выделенных средств. Мы идем и по такому пути: люди, которые решили самостоятельно восстанавливать жилье, получают льготные условия - это кредиты и помощь строительными материалами.
- Еще год назад всерьез стоял вопрос: восстанавливать ли Грозный, возможно ли это?
- Разговор о том, быть городу или не быть, уже не идет. Сегодня, по данным главы чеченского правительства, в Грозном проживают уже 200 тысяч человек. Идут споры о том, как развивать Грозный. Перед правительством Чечни, администрацией А.Кадырова стоит задача - создать в этом году генеральный план реконструкции Грозного с учетом сложившейся экологической ситуации, потому что часть нефтяных месторождений в последние годы горела, много нефти и вредной химии было разлито в почву. Нужно посмотреть и с точки зрения здравого смысла: какие районы возможно восстановить, а какие нет. Но уже сейчас центр города расчищен и восстанавливается, известно и то, что будет построен новый "спальный" микрорайон на 150 тысяч человек.
- Широкую известность получил факт, что в нынешнем году в Российскую армию призвали несколько десятков чеченцев. Но получило огласку и то, что многие из них стали, мягко говоря, "неважными" солдатами. Будет ли "чеченский призыв" проводиться в дальнейшем?
- Это сложная проблема. Но я знаю позицию начальника Генерального штаба: призывать чеченцев необходимо. Это позволит адаптироваться к новым условиям жизни и отвлечет от возможного участия в бандформированиях... Служба способствует получению ими мирных профессий, восполнению пробелов в образовании, ведь многие из нынешних восемнадцатилетних чеченцев не ходили в школу, забыли русский язык, не умеют читать и писать. Важно, чтобы эти ребята прониклись чувствами интернационализма, гражданским долгом и поняли: приняв присягу России и являясь частью России, они уже никогда не станут боевиками, международными террористами.
- Для того чтобы чеченцы почувствовали себя полноценной частью России, необходимо восстановить конституционные институты на территории республики...
- Это одна из задач, которая будет обсуждаться на сегодняшнем совещании. Уже сейчас обсуждается несколько проектов конституции. Решать народу, но есть одно условие - она должна соответствовать российскому законодательству.
Часть ветвей власти уже сформирована или формируется. Например, восстановлены органы юстиции. В Чечне теперь работают верховный суд и 12 районных судов, в ближайшее время откроются еще 10 районных и городских судов. В республике налаживается работа прокуратуры и адвокатуры, открываются загсы. Создана служба судебных приставов, действуют нотариальные конторы.
Практически во всех населенных пунктах наряду с временными отделами милиции (которые состоят из прикомандированных) формируются милицейские подразделения, состоящие из местных жителей. Это тоже непросто, ведь нужно обучить людей, проверить их. Не секрет, что кое-кто из бывших бандитов пытается проникнуть в правоохранительные органы, и их нужно своевременно отсеивать.
- Вопрос, безусловно, дилетантский, но и не задать его нельзя. Когда, на ваш взгляд, Чечня станет нормальной, законопослушной и цивилизованной республикой, как ее соседи из Закавказья?
- Я думаю, что ближайшие три-пять лет уйдут на восстановление экономики республики. Экономика, рабочие места, стабильная зарплата -это базис. А вот сколько времени потребуется на то, чтобы выветрилось влияние тех сил, которые последние 10 лет пытались не мирить, а ссорить, разжигали межнациональную рознь... Этого сейчас не скажет никто. Отрадный факт, что многие чеченцы осознают: Россия их не завоевала, а освободила от гнета со стороны международных террористических и криминальных организаций. Сейчас уже многие забыли, а ведь еще два-три года назад количество похищенных людей исчислялось десятками тысяч. Шла работорговля. И каждый понимал, что завтра его или его детей могут украсть и либо потребовать выкуп, либо угнать в горы, в рабство. И никто в Чечне не чувствовал себя в безопасности. Вы сами не так давно были в Грозном и знаете: местные жители говорят, что жить стало спокойнее, безопаснее...
- К сожалению, это не всегда хотят понимать некоторые международные организации, которые оказывают давление на Россию...
- После трагедии 11 сентября в Нью-Йорке многие мировые силы изменили свои взгляды на контртеррористическую операцию в Чечне. Но, к сожалению, далеко не все государства ушли от политики двойных стандартов. Очевидно, что в Афганистане и Чечне одни и те же террористы, которые проходили подготовку в одних и тех же афганских лагерях и совместно занимались поставкой героина из Афганистана через Чечню в Россию и Европу. Но если операция в Афганистане одобряется, то наведение конституционного порядка в Чечне кто-то хочет подменить понятием борьбы с национально-освободительным движением. К счастью, таких попыток все меньше. Российский МИД совместно с другими министерствами и ведомствами проводит работу, направленную на то, чтобы разъяснить всем: связь между международными террористами из Афганистана и чеченскими бандитами - самая прямая, а террористов и наркодельцов нельзя делить на "хороших" и "плохих", поскольку это одного поля ягоды.
- Валентин Алексеевич, нам известно, что Совет безопасности осуществляет шефство над несколькими грозненскими школами...
- Сейчас почти у каждой чеченской школы есть шефы. И мы не исключение: по мере сил помогаем, например, с приобретением учебников.
- Газета "Труд", в свою очередь, уже не первый год проводит акцию "Книги - детям". Наши читатели собирают ценные книги и учебники, редакция привлекает известных писателей и поэтов, и мы выезжаем в школы. Дарим книги, а литераторы проводят открытые уроки литературы. Могли бы мы совместно с Советом безопасности провести этап "трудовской" акции в грозненских школах?
- Это прекрасная идея и, уверен, вполне осуществимая. Если соединить усилия Совета безопасности, газеты "Труд", Минобразования и правительства Чеченской республики, можно провести такую акцию. Мне кажется, она получит большую поддержку внутри Чечни. Учителя и дети будут очень рады увидеть у себя в гостях известных писателей и получить подарки.