РОЯЛЬ ИЗ-ПОД ПОЛЫ

Уже больше года славная марка Московской консерватории фигурирует не только в связи с музыкальной тематикой, но и уголовной. С новыми обстоятельствами этого дела ознакомили журналистов министр культуры России Михаил ШВЫДКОЙ и ректор вуза Александр СОКОЛОВ.

Если все, что они рассказали, правда (а сомневаться - какие же основания?), то прежнее руководство консерватории очень преуспело по части, так сказать, нецелевого использования материальных ценностей. Бесследно исчезли списанные как "малоценное имущество" 13 отличных роялей, 48 струнных и духовых инструментов. А кроме того, свыше 800 тысяч долларов осело на счетах некой швейцарской фирмы "Чайковский Консерватория АГ", которую почему-то уполномочили принимать деньги за обучение от иностранных студентов, и она брала за эту "услугу" 15 процентов поступлений. 6 миллионов бюджетных рублей, выделенных на реставрацию здания вуза, улетучилось через фонд "Консерватория-2000" - одну из множества паразитических организаций, созданных с ведома бывшего ректора Михаила Овчинникова, проректора по экономике Евгения Минаева и проректора по административно-хозяйственной части Владимира Новожилова. Кстати, оба последних по специальности музыканты - композитор и баянист, никакого экономического образования у них нет, так что к хозяйственному руководству их не следовало бы и близко допускать, даже будь они сама воплощенная честность.
Многие вопиющие факты вскрылись при проверке деятельности консерватории Счетной палатой. Это дало основание Министерству культуры России уволить Михаила Овчинникова с занимаемой должности и подать на него судебный иск. Казалось бы, исход дела очевиден. Однако 14 декабря 2001 года Пресненский межмуниципальный суд Москвы признал ответчика невиновным, обязав министерство восстановить его на работе. Что министр Михаил Швыдкой, согласно закону, и вынужден был сделать, однако тут же новым приказом вторично уволил Овчинникова, так как за это время в консерватории состоялись выборы ректора, и коллектив остановился на кандидатуре профессора кафедры теории музыки Александра Соколова.
Одновременно министерство обратилось в Генеральную прокуратуру с просьбой вернуться к рассмотрению дела. Там отнеслись к обращению со вниманием, поручив разбирательство прокуратуре города. Теперь 6 марта должно состояться новое заседание суда, на сей раз городского. Очевидно, этим поворотом событий, а также дополнительными фактами злоупотреблений, вскрытыми в ходе проверок, устроенных уже после суда РУБЭП и КРУ (в частности, та самая пропажа роялей), объясняется экстравагантный шаг, предпринятый на днях М. Овчинниковым. Михаил Алексеевич, воспользовавшись отъездом нынешнего ректора в командировку, неожиданно явился в консерваторию и потребовал вернуть ему печать и право финансовой подписи. Проштрафившемуся экс-руководителю было в том отказано...
Скандал в Московской консерватории, подчеркнул министр, требует внимания не только сам по себе. Он показателен с точки зрения состояния дел во всей отрасли. Безобразия творятся во многих учреждениях культуры: в Центральной музыкальной школе, Российской академии музыки имени Гнесиных, некоторых киностудиях... Сколь многое теряет от этого общество и государство, можно судить по примеру той же консерватории. Одно только упразднение паразитических фондов и акционерных обществ позволило поднять доходность консерваторских концертов в 2,5 раза, на 300 тысяч долларов увеличить валютные поступления. Зарплата профессоров выросла в среднем до пяти тысяч рублей - что, правда, тоже немного, за границей они могли бы получать за свой труд те же пять тысяч, только "зеленых". Но все познается в сравнении: при Овчинникове их зарплата не превышала 2500 рублей, в то время как сам Михаил Алексеевич зарабатывал в среднем 68 417 рублей 65 копеек в месяц. Это - официальная цифра, ее (может быть, к не очень большой радости экс-ректора) обнародовал тот же Пресненский суд, тем не менее оправдавший "беднягу". Почему граждане судьи это сделали, возможно, сумеют установить вышестоящие судебные инстанции на следующих этапах дела.