10 декабря 2016г.
МОСКВА 
-7...-9°C
ПРОБКИ
3
БАЛЛА
КУРСЫ   $ 63.30   € 67.21
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

ПРАЗДНИК БЛИНОВ И ПОЦЕЛУЕВ

Фирсов Борис
Опубликовано 01:01 27 Февраля 2003г.
Эту неделю перед началом Великого поста издавна называли "сырной" или "мясопустной". Уже нельзя было есть мясо, хотя разрешались молоко и молочные продукты, рыба. Зато русский народ придумал очень приятное кушанье - блины. Со сметаной, маслом, икрой... Они и стали обязательным блюдом и даже символом масленицы.

Блины пекли в течение всей недели. У зажиточных горожан каждый день к столу подавался новый вид блинов: картофельные, манные, пшенные, рисовые. Дамы-благотворительницы и просто богомольные старушки разносили их по больницам, приютам, тюрьмам. Обязательным было хождение "на блины" к родственникам, особенно к старшим по возрасту. "На масленицу не пить - Бога гневить", - говорила пословица. Разнообразнейшие закуски, начинки к блинам смягчали действие "зеленого змия". Но порой от чрезвычайного усердия случалось едокам и тяжело болеть...
Веселье и смех, песни и пляски царили всю неделю. Недаром ее еще называли "широкой" или "веселой". Сложилось и окрепло убеждение: если не потешить душу на широкую масленицу - значит и жить в горькой беде.
У нас в Воронеже по местной традиции важной частью масленичного гулянья было катание на лошадях. Их наряжали в бумажные цветы и ленты, покрывали цветными попонами. А многочисленные зрители оценивали, у кого выезд богаче, лошади быстрее, кто правит лучше.
Правда, далеко не все принимали в этом действе непосредственное участие. Дворянство считало подобное развлечение ниже своего достоинства, а простому народу оно было не по карману. Поэтому в гонках главенствовало купечество: братья Дендюрины - владельцы топливных складов, Кораблиновы - торговцы москательным товаром. Особенным шиком обставлялся вывоз "в свет" разнаряженных купеческих дочек-невест.
На масленицу ежедневно шли спектакли в городском театре. Не обходилось без посещения цирка, который пользовался у воронежцев большой популярностью. Хватало охотников поглазеть на гусиные бои.
Позже появились ледяные горы: их сколачивали из досок и обливали водой. Чаще всего горы устраивались в городском саду. Скатывались с них на салазках или "ледянках", сооружавшихся из старого решета или плетеной корзины. Распространено было катание парами. Во время него обычай позволял молодым людям свободу: можно было принародно целоваться.
Более суровой потехой были кулачные бои. Велись они азартно, беспощадно, порой жестоко. Необычайно удачливым кулачным бойцом в Воронеже слыл Савва Никитин, отец известного отечественного поэта Ивана Никитина. Редко бой заканчивался без увечий. У бойцов существовал свой жаргон. "Дать в хлебово" - ударить с размаха по лицу, "свернуть салазки" - повредить челюсть, "дать под микитки" - удар в живот под ребра. И все же определенные правила соблюдались. Не разрешалось биться друг с другом бойцам разных возрастных групп. Свято выдерживалась заповедь "лежачего не бьют", запрещались удары ниже пояса...
Завершалась масленица, как всегда, "прощеным воскресеньем". В этот день все от мала до велика просили друг у друга прощения за проступки и дурные помыслы прошедшего года. В церкви тоже напоминали: если сами не будем прощать, затаим обиды, то не простятся и наши прегрешения. Отправляясь к родственникам или знакомым, покупали большой белый хлеб, именовавшийся "прощенником". В свою очередь хозяин, принимая этот хлеб, отдаривал деньгами или вещью. А потом шли в баню, завершая духовное очищение физическим. И вступали в Великий пост.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников