10 декабря 2016г.
МОСКВА 
-5...-7°C
ПРОБКИ
3
БАЛЛА
КУРСЫ   $ 63.30   € 67.21
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

ПРАВДА - ХОРОШО, А НАГРАДА ЛУЧШЕ

Крон Сергей
Опубликовано 01:01 27 Февраля 2004г.
На этот раз комиссия по государственным премиям Российской Федерации в разделе "театральное искусство" почему-то сосредоточила свое внимание на московских деятелях сцены, проигнорировав многие интересные спектакли на периферии. Исключение было сделано только для питерской "Александринки" со спектаклем "Ревизор", Саратовского ТЮЗа ("Брак по-итальянски") и Чувашского драматического театра ("Свет далекой звезды").

Просматривая список кандидатов, я обратила внимание на то, кто выдвигает на госпремию, кого и за что. И тут мне показалось - не все в порядке. К примеру, как могло случиться, что два ничем не выделяющихся среди своих коллег артиста - Григорий Сиятвинда и Денис Суханов из театра "Сатирикон" - выдвигаются редакцией одной из коммерческих газет на Государственную премию за вполне схематично исполненные роли в спектаклях "Квартет", "Макбет", "Доходное место", "Шантеклер". Не потому ли, что этот театр особенно любим "новыми" русскими и им хочется поддержать своих "кумиров"?.. Никто не спорит, обаятельный Сиятвинда весьма популярен на телевидении, чего только стоит его участие в рекламе "Nescafe", но тогда бы и давали ему Государственную премию за участие в рекламных роликах... Такой "коммерческий" подход к творческой личности, по-моему, унизителен и для самого Сиятвинды, и для других актеров, которые ставят на первое место служение искусству.
Ведь ни у кого не повернется язык сказать, будто Андрей Смоляков (актер театра-студии Олега Табакова) и Чулпан Хаматова - молодая прима "Современника" выдвинуты на премию незаслуженно за роли в премьерах прошлого сезона. По крайней мере, Хлудов на сцене "Табакерки" в исполнении Смолякова не уступает, по моему (и моих коллег) мнению, Хлудову Владислава Дворжецкого в фильме "Бег". А последняя работа Хаматовой в фарсовом представлении "Мамапапасынсобака" - это просто чудо. Актриса не только изменила свой прекрасный облик, превратившись в этакого "Чебурашку", но и продемонстрировала незаурядный комический дар.
Министерство культуры представило на Госпремию "Ревизора" в постановке Валерия Фокина. Спектакль стал явлением питерской сцены, но попробуйте убедить тех, кто видел эту постановку на гастролях в Москве, где она провалилась, что никаких подтасовок здесь нет - и режиссер Фокин, и два центральных исполнителя Сергей Паршин (Городничий) и Алексей Девотченко (Хлестаков) действительно достойны высокой награды. Вот тут сто раз и подумаешь о том, что "родные стены" помогают коллективу, а на чужой площадке не все гладко получается. Но кому это объяснишь?
Сегодня много говорят о новой режиссерской поросли. Но если бы пять лет назад по инициативе Михаила Рощина и Алексея Казанцева не возник "Центр драматургии и режиссуры", где начинающие режиссеры пробуют свои силы, вряд ли бы руководители театров знали, кого из них стоит приглашать на постановки. Еще совсем недавно, когда в столице открывалась Всемирная театральная олимпиада, выступающего на пресс-конференции Алексея Казанцева чуть ли не зашикали, не веря, что какие-то там безвестные экспериментаторы смогут конкурировать с прославленными мэтрами. И вот теперь многие из них участвуют в международных фестивалях, получая призы за свои спектакли. Так что Центральный дом актера под руководством Маргариты Эскиной мудро поступил, выдвинув организаторов "Центра драматургии и режиссуры" на Государственную премию.
Постепенно меняется и отношение к Малому театру, долгое время считавшемуся "оплотом" консерватизма. Происходит это потому, что пришедшие сюда известные режиссеры органично соединяют новые формы в искусстве с традициями русской школы перевоплощения. Именно поэтому так покорил всех спектакль Сергея Женовача "Правда - хорошо, а счастье лучше", где блистательно сыграли Владимир Бочкарев, Евгения Глушенко, Людмила Полякова, которые, на мой взгляд, давно заслуживают высокой награды. Вечный конкурент Малого театра - МХАТ имени Чехова тоже номинирован на госпремию со спектаклем "Пролетный гусь" по рассказу Виктора Астафьева. Но кем бы вы думали? - Школой-студией МХАТ имени Немировича-Данченко, то есть альма-матер Художественного театра. И тут опять возникает неловкость, ведь все молодые исполнители этого камерного спектакля - недавние выпускники мхатовской школы, следовательно, какая же тут может быть объективность?
Не знаю, может быть, этими замечаниями я сыплю кому-то соль на раны и вызываю раздражение у членов авторитетной комиссии, но мне кажется, нравственная сторона этого вопроса имеет большое значение. Ибо авторитет первой премии страны слагается из многих компонентов, мелочей здесь не бывает.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников