"МОСКВИЧ" СКОРЕЕ ЖИВ

Сегодня в стране бегает два миллиона "Москвичей", запчасти для них днем с огнем не сыщешь, потому что их никто не выпускает. А делавший эти машины завод, долги которого перевалили за 1 млрд. долларов, объявлен банкротом. О том, что будет с "Москвичом", рассказывает назначенный в соответствии с процедурой банкротства внешний управляющий Александр КОМАРОВ.

- Александр Георгиевич, каковы перспективы предприятия? Есть ли у "Москвича" шанс выжить?
- Думаю, шанс есть. Основная схема, которая может быть применена на "Москвиче" - учреждение одного или нескольких акционерных обществ, акции которых продаются на открытых торгах. За счет привлечения средств от продажи этих акций можно развивать производство и рассчитаться с долгами.
- Но сначала надо вывести предприятие из стопора. Завод уже три года стоит, тепло и водоснабжение отключено, электричество дают спорадически. Потому я вас принимаю в комитете по банкротству, а не на заводе. Там мы с вами долго не высидели бы. У предприятия нет денег, чтобы платить за "коммуналку". Поскольку нет электричества, невозможно определить, что работает, а что нет.
- Весь вопрос в том, способно ли предприятие работать?
- Что тут сказать? Электрошкафы все на месте, а вот электронная начинка есть в этих шкафах не везде - кое-что растащили. Нужна очень серьезная ревизия, чтобы определить, во что обойдется восстановление жизнедеятельности. Если будет помощь, то мы сделаем эту работу быстро, не будет - она растянется на 3 - 4 месяца.
Сейчас для нас главное - экономия и порядок. На заводском дворе горы металлолома, старого оборудования и транспорта, который уже не ездит. Все это - деньги, которых нам так не хватает. Я сменил охрану. Теперь завод "стережет" "Вымпел". Но главный "источник" финансирования - эффективное использование имущества. Простаивают огромные площади. Желающих много, и мы постараемся сдать эти площади в аренду с максимальной отдачей.
- Это все тактические задачи. А каковы цели стратегические?
- Реанимировать предприятие и повысить его инвестиционную привлекательность. Добиться восстановления платежеспособности и работать на перспективу без внешнего инвестора сложно.
- Говорят, "Фольксваген" интересуется заводом, вынашивает планы производства немецкого автомобиля в Москве.
- Пока это только разговоры. С таким предложением к нам никто не обращался. Если обратится, мы, конечно, это предложение рассмотрим. Но на "Фольксвагене" свет клином не сошелся. Сам "Москвич", если мы сумеем сделать его недорогим, может оказаться не менее перспективным автомобилем. После того как стало известно, что введено внешнее управление, люди телефон обрывают. Спрашивают - когда появятся новые "Москвичи"? И это меня не удивляет. Класс "Д", к которому относится наш автомобиль, на рынке занимает нишу в 12 процентов. Многим россиянам "Жигули", не говоря уже об иномарках, не по карману. "Москвич" - простая в обслуживании и надежная машина. Думаю, он найдет своего покупателя.
- А какова позиция вице-премьера Алешина, который должен был посетить завод?
- Он перенес свой визит. Обещал приехать после того, как будет проведен аудит и составлен план внешнего управления.
- Сейчас и главным акционером, и главным кредитором является правительство РФ. Получается, деньги надо из одного кармана переложить в другой?
- Действительно, больше 60 процентов собственности принадлежит государству. Ему и решать судьбу долгов. Но сначала акционер хочет, чтобы я очистил завод от непрофильных подразделений, наладил производство. Когда у меня появятся деньги, я расплачусь с долгами по зарплате. И тогда, я надеюсь, на завод начнут возвращаться старые кадры, без которых производство автомобиля немыслимо.
- Но ведь люди давно ушли, нашли другую работу...
- Ну и что? Вчера я позвонил одному человеку, который занимал на заводе солидный пост. Предложил вернуться. Он немедленно согласился, даже о зарплате не спросил. Если завод начнет работать, вернутся старые кадры. И тогда есть шанс, что на наши дороги вернется "Москвич".