С "ОТКАТОМ" ПОКОНЧЕНО?

Антимонопольной службе передают контроль за государственными закупками по всей России. Раньше этим занималось Минэкономразвития. По некоторым оценкам, за один лишь прошлый год стране был нанесен ущерб в 100 млрд. рублей. Столько пришлось переплатить за наполнение "закромов Родины".

"Нас ждет большое испытание, так как потенциал коррупции в этой сфере колоссальный", - заявил глава ФАС Игорь Артемьев. Так ведь и деньги тут крутятся огромные: в 2005 году объем госзакупок составил 1,047 трлн. рублей. В деловых изданиях называется цифра "отката", выплачиваемая за получение госзаказа, - 20 процентов. А председатель Национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов утверждает, что при закупке государством любой техники - от медицинской до компьютерной - "откаты" составляют не меньше 40 процентов.
Теперь правительство пытается в корне изменить ситуацию. С января в России действует новый Закон "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". В документе прописаны основные требования к условиям проведения конкурсов на госзаказы и самим компаниям-конкурсантам, а также критерии отбора заявок. По оценке экспертов, закон достаточно хорош: он устанавливает единые правила игры для всех уровней власти, обязывает проводить большинство закупок на аукционах, где побеждает поставщик, предложивший минимальную цену. Новые конкурсные правила исключают процедуру "предварительной квалификации" поставщиков, с помощью которой чиновник - представитель "покупателя" мог отсеять всех конкурентов, чтобы в аукционе могли участвовать только "свои". Меняются правила информирования возможных продавцов о предстоящих госзакупках - теперь их условия будут публиковаться в Интернете, в рамках единого интегрированного портала.
Словом, если закон действительно заработает, казна сохранит немало денег. В Колумбии, к примеру, введение прозрачной процедуры закупок в системе министерства обороны позволило снизить расходы на 47 процентов, в Бразилии внедрение системы госзакупок через Интернет сэкономило бюджету 20 процентов затрат.
Однако исполнение закона должен кто-то контролировать. Ведомство Грефа это делать не может: Минэкономразвития не является контрольным органом и не имеет региональной сети для осуществления контроля. Зато соответствующие полномочия и сеть есть у Федеральной антимонопольной службы. Как и практика борьбы с недобросовестной конкуренцией: в прошлом году ФАС взыскал с нарушителей 224,5 млн. рублей - почти в 8 раз больше, чем годом раньше. По словам Игоря Артемьева, в последнее время его служба научилась выигрывать в судах до 75 процентов дел. При этом 85 процентов решений и предписаний ФАС вообще не оспариваются нарушителями антимонопольного законодательства, а просто исполняются. Правда, оставшиеся 15 процентов приходятся на самых "трудных" нарушителей - министерства и ведомства, региональные власти и крупные компании, с которыми и судиться сложно. До сих пор решения и судебные иски ФАС ущемляли, как правило, интересы компаний и корпораций, а не конкретных вороватых чиновников. В борьбе с недобросовестной конкуренцией при госзакупках предстоит лишить "кормушки" многие тысячи коррумпированных госслужащих.