СЕДЬМОЕ ИСКУШЕНИЕ CКОРСЕЗЕ

Накануне вручения премии "Оскар" ее устроители не жалели красок, чтобы живописать все те революционные изменения, которые будут ожидать зрителей во время телетрансляции этого грандиозного кинособытия. Дескать, звездам во время получения наград отныне запрещено благодарить папу-маму, друзей и соратников, они будут говорить нечто осмысленное, концептуальное или хотя бы занятное. В итоге все эти новации обернулись еще большей скукой...

"Интереснее наблюдать за тем, как в стиральной машине полощется белье" - примерно в таких выражениях американские наблюдатели откомментировали прошедшее шоу. Оно действительно стало самым пресным за последние годы, главным образом в виду полного отсутствия увлекательной интриги, связанной с выбором лучшего фильма года. По всеобщему мнению, американская кинематография, производящая ежегодно 450 фильмов, создала за минувший год немало вполне достойных, качественных лент, но настоящим шедевром на сей раз так и не разродилась.
На роль такового претендовал фильм "Вавилон", вышедший на финишную прямую с 7-ю номинациями. Но эта работа культового мексиканца Алехандро Гонсалеса Иньяриту уступает его же собственным фильмам "Сука-любовь" и "21 грамм" в философичности, оригинальности творческого мышления, хотя и значительно прибавила в зрелищности, масштабности постановки. В итоге - всего один второстепенный "Оскар" за лучшую музыку. Слишком традиционной, хотя и весьма добротной, оказалась работа вечного ковбоя американского кино Клинта Иствуда "Письма с Иводзимы". Ничем особенно не удивили "Девушки мечты" - привычная адаптация бродвейского мюзикла. В сложившейся ситуации американские академики сделали единственно возможный выбор, отдав основные награды фильму "Отступники" в постановке Мартина Скорсезе. Знаменитый режиссер получил сразу четыре "Оскара": за лучший фильм, лучшую режиссуру, лучший монтаж и лучший адаптированный сценарий.
Ирония ситуации состоит в том, что картина знаменитого кинорежиссера не блещет оригинальными творческими ходами, это вполне дюжинная полицейско-гангстерская драма, которые Голливуд производит ежегодно пачками. Но тут есть свой сюжет. Дело в том, что классик современного кино Мартин Скорсезе, автор таких нашумевших фильмов, как "Таксист", "Злые улицы", "Алиса здесь больше не живет", "Бешеный бык", "Последнее искушение Христа", "Банды Нью-Йорка", "Авиатор", уже шесть раз номинировался на высшую американскую кинонаграду и неизменно пролетал мимо "Оскара". Это стало постоянной скандальной темой последних оскаровских церемоний. В итоге с седьмой попытки вожделенная статуэтка наконец оказалась в руках у Мартина Скорсезе. Остается лишь горько посожалеть: и куда это киноакадемики смотрели раньше, когда мастер снимал действительно яркие фильмы, а не выдавал "на-гора" обычную голливудскую продукцию? Но это, похоже, вопрос из разряда риторических...