Сергей Соловьев: "Татьяна Друбич - лучшая Анна"

На Международном кинофестивале в Ханты-Мансийске "Дух огня" состоялись две долгожданные премьеры Сергея Соловьева "Анна Каренина" и "2-Асса-2". В эксклюзивном интервью "Труду" режиссер рассказал о том, что вдохновило его на создание двух эпохальных картин, а также раскрыл причину трагедии Анны Карениной.

- Не возникало ли у вас желания избавить бедную Анну Каренину от столь страшной участи? Ведь для этого нужна самая малость - проигнорировать всего одну, последнюю страницу романа?

- У меня не было намерения ни вступить в соавторство с Толстым, ни уж тем более поиздеваться над его романом. Для меня вполне достаточно того, что написал Лев Николаевич. Ни одного изменения я не внес.

- Но в наше время от любви под поезд не бросаются. А вот самоубийства на почве экономического кризиса становятся нормой. Почему бы не осовременить роман классика с учетом реалий нашего времени?

- Мне казалось очень важным внести в сознание современных людей то, насколько, на первый поверхностный взгляд, старомодная "Анна Каренина" современнее всех баек, сериалов и бульварных романов, которые в избытке потребляют сегодня и дети, и взрослые, и старики.

- Какую мораль вы пытались донести до зрителя?

- Во всех судах России каждый день можно услышать фразу: "Знайте, на чужом несчастье своего счастья не построишь" или что-то в этом роде. Я не ставил перед собой цель выступить в качестве проповедника. Да и Лев Толстой такой цели не ставил. Роман совсем о другом.

- Самые красивые актрисы мира - шведка Грета Гарбо, англичанка Вивьен Ли, наша Татьяна Самойлова, француженка Софи Марсо воплотили образ Анны Карениной в кино. Кто из них, на ваш взгляд, ближе всего подошел к душевной составляющей толстовской героини?

- Татьяна Друбич - самая лучшая Анна Каренина. Если бы я не был в этом уверен, то не стал бы браться за экранизацию романа.

- Писателю и публицисту Виктору Шкловскому принадлежит тонкое наблюдение: "У русской литературы плохая традиция - она посвящена описанию любовных неудач. Онегин без Татьяны. Печорин без Веры. И у Андрея Болконского тоже горе". Почему такая обреченность на любовном фронте досталась нам от классиков?

- Когда Марину Цветаеву спросили: "Что вы думаете о счастливой любви?" - она переспросила: "А что, разве такая бывает?" Для русского человека любовь немыслима без страдания, боли, потерь. В противном случае это не любовь, а женитьба.

- В вашем фильме мужа Анны Карениной играет Олег Янковский, а Вронского - Ярослав Бойко. У зрительниц в связи с таким выбором актеров может возникнуть негодование: разве можно уйти от такого мужчины, как Олег Янковский?

- Анна никуда не уходила. В романе нет и намека на то, что героиня уходит от мужа к любовнику. Когда вы посмотрите мою картину, поймете, что все ее герои никуда не уходят, а остаются на своих местах. То, что они остаются прикованными к своим местам, - в этом и заключается трагедия и Анны Карениной, и всего аристократического общества, описанного Львом Толстым.

- Когда состоится всероссийская премьера "Анны Карениной"?

- В данном случае я бы не стал употреблять громкое слово "премьера", потому что за ней должен следовать широкий прокат. Но как всегда бывает с "Анной Карениной", она дождалась нового паровоза, на сей раз в виде экономического кризиса. В начале апреля в Малом драматическом театре Санкт-Петербурга состоится премьера "Анны Карениной", а в питерском Центре имени Курехина - премьера фильма "2-Асса-2" (тоже в апреле).

- Выбор Центра Курехина для "2-Асса-2" наверняка не случаен? В первой "Ассе" вы открыли музыкантов, чьи песни выражали эпоху: Виктора Цоя, Бориса Гребенщикова, Александра Башлачева. Есть ли знаковый исполнитель в "2-Асса-2".

- Это Сергей Шнур, который меня просто потряс. Совершенно случайно на Горбушке я увидел диск с интригующим названием "Баба-робот" и купил его. В тот день я шел со скучного совещания в Министерстве культуры, на котором обсуждалась реконструкция Большого театра и которое нагнало на меня тоску. Когда дома стал слушать эту "Бабу-робот", то поймал себя на мысли: вот с помощью кого надо реформировать Большой театр! От Шнура исходит колоссальный поток здоровой энергетики. Я так устал от декаданса, от упаднических настроений, от постоянного ожидания конца света, а в музыке Шнура, да и в самом музыканте нет ни капли этого больного декадентства, музыкант здоров как бык. Слушая Шнура и общаясь с ним лично, всеми фибрами своей души я ощущаю правоту библейской истины: "Уныние - великий грех". Утверждаю, что Шнур - лучшая панацея от уныния.

- Вы по-прежнему любите зимнюю Ялту, которую прославили в культовом фильме "Асса"?

- Чем старше становишься, тем все любимее и любимее становится вся наша Земля. Все хорошо на белом свете, когда нет войны.

- Ваша дочь Аня дебютировала в качестве актрисы в фильме "2-Асса-2", а для "Анны Карениной" она написала вальс. Какие фильмы любит смотреть Анна Соловьева?

- В свое время Аня раза четыре, а то и пять ходила смотреть голливудский "Титаник". Когда я пытался ее пристыдить, мол, ты же интеллигентная, умная девушка, опомнись, дочь мне отвечала: "Папа, я хочу любви и катастроф". Но, повзрослев, Аня начала смотреть талантливое российское кино, например "Шультес" грузинского режиссера Бакурадзе.