Главная Культура 00:35 27 Февраля 2015 1775
Ломать и строить

С чем Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК) подходит к своему 50-летию

Гузель Агишева

С ранней юности это «дитя» обладало мощью, способной противостоять даже таким крупномасштабным проектам, как поворот русла северных рек или хозяйственное освоение уникального Байкала. К этой общественной организации с удовольствием причисляли себя самые видные деятели страны: писатели, ученые, художники. О том, чем живет ВООПИиК сегодня, рассказала «Труду» его руководитель Галина МАЛАНИЧЕВА.

- Галина Ивановна, не секрет, что наше время отмечено борьбой за пространство: инвесторы норовят отхватить куски послаще. И вы, конечно же, знаете книгу Донована Рипкема «Экономика исторического наследия» — о том, что из 500 известных видов честного извлечения прибыли всего несколько так же полезны для местной экономики, как восстановление исторических зданий. И при этом мы в редакции редкую неделю не получаем SOS от «Архнадзора»: там незаконно ломают, здесь втихую обрушают: Эдак мы в Москве вместо старинной соразмерной архитектуры останемся с претенциозным гламуром отелей и торговых центров.

— Было бы неверно смотреть на культурное наследие только под этим углом зрения. Полезно сравнивать. С приходом Сергея Собянина на пост мэра в столице произошел коренной перелом, пересмотр всего, что касается охраны памятников и отношения к исторической застройке. Мы ведь от чего страдали? В недавние времена инвестор мог получить в Москве практически любую площадку. И стоит ли удивляться, что облик центра так изменился. К тому же у города было огромное количество уже заключенных инвестконтрактов, однако новая команда сумела посмотреть на них критически. Памятников в Москве более 6 тысяч, да еще стояло огромное количество заявленных объектов. Результат: за короткое время было расторгнуто около 300 контрактов. Что фактически отменило смертный приговор множеству бесценных объектов исторической застройки, а мы только задним числом узнали, чего могли лишиться. А ведь у инвесторов были на руках все разрешительные документы. Мэрия столкнулась с многочисленными судами, но выдержала этот экзамен.

Некогда наше московское отделение во главе с Сергеем Владимировичем Королевым провело грандиозную работу по выявлению объектов исторического наследия, мы подготовили соответствующие документы: чтобы начать считаться памятниками, все это еще нужно было поставить на учет. В списке было более 2 тысяч зданий. Многие, как мы сейчас понимаем, могли и не дождаться благородной участи. Но за два собянинских года примерно тысяча объектов из этого списка, который еще и пополнялся с годами, попали в разряд охраняемых памятников.

— Кроме ВООПИиК памятники защищает еще и «Архнадзор». Методы работы у вас разные, но гражданам важно одно: чтоб уцелело как можно больше дорогих сердцу уголков. Как вы, Галина Ивановна, относитесь к «Архнадзору»?

— Если в одном предложении: с пониманием, хотя и критически. Я уважаю Рустама Рахматуллина, он большой умница, прекрасный москвовед и скромный человек. Когда шла разработка нового закона о внесении изменений в закон о культурном наследии, мы с ним, с Константином Михайловым и моими молодыми коллегами Артемом Демидовым и Евгением Соседовым работали в одной связке. Входили в рабочую группу при комитете по культуре Госдумы. И видели, что разработчики настойчиво продвигают потребительское отношение к памятникам, исходя, может, как раз из рипкемовского — и, в общем-то, правильного — посыла, что объект культурного наследия — это ресурс для экономического развития. Но в нашем российском преломлении это облегчало жизнь застройщиков. Если раньше, к примеру, вывести объект из статуса памятника можно было только решением правительства РФ, теперь авторы дополнений предлагали разрешить это делать одному лишь Министерству культуры. Мы увидели в этом серьезную угрозу и собрали людей, включились в дискуссию и — да, вышли на митинг. Но митинговать постоянно нельзя. Нельзя бесконечно стоять в пикетах и ложиться под бульдозер. Так что в методах мы действительно расходимся, хотя я поддерживала те акции, что проводил Женя Соседов в Архангельском — это было необходимо: чтоб увидели, что есть и другая точка зрения и что у нее много сторонников.

— Архангельское — дело святое, «Труд» постоянно держит руку на пульсе, пишет обо всех его перипетиях. Но беспредел творится не только там, а бульдозеры, как известно, приезжают на объекты аккурат в выходные, когда ни до кого не дозвониться. Что же остается?

— Когда приезжает бульдозер, ни я, ни Костя Михайлов, ни Рустам Рахматуллин остановить работу не можем, но мы можем просигнализировать на горячую линию в Мосгорнаследие, которое возглавляет Александр Кибовский. Это служба быстрого реагирования. Вполне возможно, что работы санкционированы, что есть разрешения.

— А уж когда сломают, выясняется задним числом, что там был подлог, здесь лицензия давно истекла...

— Да, бывает. И будем справедливы: «Архнадзор» оперативен, а нашему московскому отделению пока не хватает быстроты реакции. Но в целом мы неплохо дополняем друг друга, хотя многие новые тенденции в движении охраны памятников меня тревожат. Они могут свести на нет то, что ВООПИиК скрупулезно выстраивало годами: конструктивный диалог с властью при принятии исполнительными органами решений по объектам культурного наследия. Ну не решаются вопросы сохранения памятников на митингах! Они решаются специалистами, профессионалами, с участием общественности. Власть должна видеть, что ей противостоит не какая-то кучка людей, называющая себя инициативной группой, а что это мнение большинства граждан, что им не все равно, ведь мы же за гражданское общество? У нас сейчас вдруг все стали большими специалистами в области охраны памятников, а иногда их послушаешь — и Москвы-то не знают!

Мы долгие годы использовали все возможности, чтобы говорить с властью на разных площадках. С удовольствием принимали участие в формировании первого созыва Общественной палаты — понимали, насколько это важно для озвучивания наших проблем. Знаете, был же период, в конце 90-х, когда ВООПИиК не приглашали даже на съезд по охране памятников. И были откаты назад даже в сравнении с советскими временами: так, закон по охране памятников культуры, принятый в 1978 году, закреплял за ВООПИиК право на согласование проектов, которые могли затронуть памятники истории и культуры. А в 2002-м мы этого права лишились, получили взамен лишь возможность на равных с другими общественными организациями и объединениями «содействия государственным органам в деле сохранения памятников культуры».

Хочу сказать, что наша работа кропотливая, неброская, но важная. Это не ультиматумы власти, а ее воспитание. Нельзя, мол, в XXI веке не обращать внимания на культурное наследие. Вспомните такой масштабный проект, как строительство небоскреба «Охта-центр» в Петербурге — кто от него город защитил? ВООПИи-К и общественные организации Санкт-Петербурга. А сейчас выясняется, что многие то «бревно» несли...

 

Культура 00:04 / 05 Апреля 2024 7272
Ходим Гоголем

Даром, что ли, Николай Васильевич родился в День шутника 215 лет назад?

Дарья Ефремова
Труд
Памятник Н.В.Гоголю (скульптор Н.В.Томский, 1952 г.). Гоголевский бульвар. Москва. Фото: © Eugenii Belikov, globallookpress.com

Растиражированная формула «Все мы вышли из гоголевской шинели» (есть еще вариант «из-под шинели») — одна из самых загадочных. Толком даже неизвестно ее первородство. Одни приписывают этот,...

О фильме «Онегин» и не только о нем

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
В фильме нет нужды искать философских глубин, скрытых пушкинских подтекстов. Это красивая история несостоявшейся любви. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Экранизацию пушкинского «Евгения Онегина», которая идет во всех кинотеатрах страны, снял Сарик Андреасян, и это главный анекдот сезона. За режиссером прочно закрепилась репутация бойкого ремесленника, который в своих...

Сарик и Гевонд Андреасяны собрались снять продолжение сериала «Манюня». С цифровым образом Юрия Никулина

Труд
Бессмертная роль Юрия Владимировича в фильме «Бриллиантовая рука». Кадр с сайта kinopoisk.ru

Казалось, самым плодовитым деятелям российского кинематографа братьям Андреасян — на пару они выдают десятка два проектов в год — ничем публику уже не удивить. Вот сделали же экранизацию «энциклопедии...

В последние годы авторитет и значение Московского кинофестиваля пошли на убыль

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Эти серьезные ребята из фильма «Майор Гром: Игра» явятся на закрытие фестиваля. Фото: kinopoisk.ru

Московский международный кинофестиваль пройдет с 19 по 26 апреля 2024 года, сообщили его устроители. ММКФ — один из старейших кинофорумов в мире. Впервые его провели еще в 1935 году, возглавил...

Культура 00:17 / 12 Апреля 2024 5302
Юра, прости…

Наверное, именно сегодня многие вспомнят мем, первые слова которого вынесены в заголовок

Сергей Беднов
Труд
Фото: Russian Look/globallookpress.com

Но речь, разумеется, пойдет не об отложенных стартах «Ангары» и не о разбившемся луноходе. А о том, почему за последние десятилетия некогда красный-прекрасный день календаря заметно поблек...

Что можно посмотреть в кинотеатрах в праздничные дни

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
В повторный прокат вышел «Шепот сердца» - полнометражный шедевр 1995 года. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Международный женский день ассоциируется у нас с приходом весны, света, тепла, любви. В нынешнем году у россиян три выходных дня: 8, 9 и 10 марта, а 7-го — сокращенный рабочий день. Есть возможность...

Культура 00:30 / 07 Марта 2024 4615
Трагедия абсурда

Спектакли по Кобо Абэ и Славомиру Мрожеку перекликаются между собой

Анна Чепурнова
Труд
Одиночке нелегко сопротивляться группе, тем более столь сплоченной. Фото из спектакля «Друзья» предоставлено пресс-службой Театра Наций.

В эпоху перемен, когда мир кругом так непредсказуем, на двух московских сценах обратились к абсурдистскому жанру. В Театре Наций постановку «Друзья» по одноименному произведению Кобо Абэ осуществил японский режиссер...

О чем важно не забыть в ближайшие выходные

Марина КРЮЧКОВА
Труд
Пасха. Виктор Петрович Кудрин, живопись, XX век. Фото из открытых источников

Всенародно любимая Масленица во многих регионах стартует не 11 марта, как ей положено в этом году, а днем раньше. Местные власти поясняют: раньше начнем — раньше закончим, а в конце следующей...

По сюжету, который разворачивается в недалеком будущем, США охвачены гражданской войной

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По по ходу действия фильм заставляет зрителей раз за разом вжиматься в кресло

Снял эту жесткую, провокативную ленту британский писатель, сценарист и режиссер Алекс Гарленд, причастный к созданию таких громких картин, как «Пляж», «Пекло», «28 дней спустя», «Из машины»,...

Как популярная телеведущая оказалась актрисой фильма про домашнее насилие

Сергей Бирюков
Труд
Елена знает из собственного опыта: счастья без любви не бывает. Фото предоставлены онлайн-кинотеатром KION

В онлайн-кинотеатре KION — новый сезон сериала Валерии Гай Германики «Обоюдное согласие». Режиссер, известная интересом к острым социальным темам, верна себе и в нынешней работе. Мы видим, как...

Третьяковка отмечает юбилей русского гения

Елена Широян, искусствовед
Труд
Эта работа называется «Измеренный пейзаж». Изображение с сайтаТретьяковской галереи

Печально, когда в историю уходят мастера, про которых думаешь, сколько они могли еще сделать. Когда речь о гении, это чувство обостряется до предела. Эпитеты, конечно, вещь опасная, ведь даже в эпоху Возрождения не каждый...

Разговор с той, что родилась красивой, талантливой и успешной

Анна Чепурнова
Труд
Нелли Уварова сегодня. Фото из личного архива актрисы

Все активнее обсуждается новость о возможности съемок в 2024 году продолжения сериала «Не родись красивой». Без малого 20 лет назад главную роль в тех суперуспешных 200 сериях сыграла Нелли Уварова, вызвав...

Культура 00:16 / 07 Марта 2024 4207
Шерочка VS машерочки

На телеканале НТВ вышли – что называется, по соседству – две передачи, посвященные Ксении Собчак и Ольге Бузовой

Сергей Беднов
Труд
Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

В минувшие выходные в «Новых русских сенсациях» НТВ выдал фильм «Тайны кровавой барыни — 2. Дело чести», ставший продолжением его «военной операции» против Собчак. В тот же день...

Возможно, мы наконец-то узнаем правду об Алле Пугачевой - народной артистке, лауреате Государственной премии. И не только...

Сергей Бирюков
Труд
Фото: © Genrietta Peryangloballookpress.com

Есть, с недавних пор, обычай на Руси — в пятницу вечером объявлять, кто у нас очередной обладатель статуса «иностранный агент». Сегодня, 5 апреля, как ожидают допущенные к кухне эксперты,...

Культура 00:09 / 29 Марта 2024 4177
Скорбь - в студию!

Телевизионщики решили не кроить эфир в день трагедии

Сергей Беднов
Труд
Фото: © Culture_RF, globallookpress.com

В прошлую пятницу, 22 марта, Сеть разрывало сообщениями о теракте. Было немало и таких, где пользователи кляли руководство федеральных каналов, не захотевших отменить вечерние развлекательные шоу. Эмоции понятны: «Крокус»...

На экраны выходят два хита Венецианского кинофестиваля

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Я—капитан» с сайта kinopoisk.ru

В прокат выходят фильмы двух больших европейских режиссеров — итальянца Маттео Гарроне и француза Стефана Бризе. Оба автора увенчаны наградами национальных кинопремий, оба не раз соперничали между собой на международных...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?