Загадки с вариациями

В Молодежном театре подсказывают, как искать свободу даже там, где её нет

Сразу двумя премьерами отмечает свой 40-летний юбилей Молодежный театр Петербурга. Открывшийся в 1980 году в Измайловском саду, он стал продолжателем традиций, зародившихся здесь ещё в начале ХХ века. Именно тогда на набережной Фонтанки, 114, появилась постоянная сценическая площадка, вошедшая в театральную летопись города как «Буффонада Тумпакова» – по имени её организатора, миллионера и крупнейшего в то время в России антрепренера Петра Вионовича Тумпакова. Здесь давали русскую комическую оперу и дивертисмент, шли оперетта, балет и феерия.

В сегодняшнем репертуаре «Молодежки» оперу с балетом с успехом заменяют музыкальные представления, а дивертисмент – моноспектакли ведущих артистов труппы. Сам репертуар, как и в старые добрые времена, когда выступить в Измайловском саду почитали за честь знаменитые исполнители Николай Монахов, Варвара Панина, Михаил Ростовцев, рассчитан на театралов всех возрастов и пристрастий. Предпочтение отдается драматургии со смыслом, обязательным даже в спектаклях «легкого жанра». «Пустышек» труппа народного артиста РФ Семена Спивака, который возглавляет коллектив 30 лет, не держит.

Вот и к круглой дате выбраны были пьесы, заставляющие думать – «Загадочные вариации» Эрика-Эммануэля Шмитта и «Нас обвенчает прилив» по произведению французского классика Жана Ануя «Ромео и Жанетта». Оба автора хорошо знакомы зрителю по предыдущим постановкам. К творчеству Ануя театр на Фонтанке обращался не раз, начиная с 1990-х годов. Восемнадцать лет не сходит здесь со сцены его «Жаворонок», рассказывающий о Жанне д’Арк. С аншлагами шла «Медея». В «Ромео и Жанетте» театр, по словам Семена Спивака, вместе с героями стоит перед выбором: размеренная, спокойная жизнь без любви – и жизнь беспокойная, но наполненная любовью. «Пока чувствуешь боль – ты жив, если нет – тогда духовно или душевно ты почти мертв», – звучит со сцены.

А с нашим современником Шмиттом у петербуржцев была возможность познакомиться и лично, когда он приезжал в город на Неве по приглашению Молодежного театра на собственный именной фестиваль. С тех незабываемых, по его словам, дней в Петербурге автор знаменитой повести «Оскар и Розовая дама», пьесы «Распутник» и множества других произведений считает Спивака и его труппу «своими большими друзьями».

Не скрывал гордости Эрик-Эммануэль и узнав, что для юбилейной премьеры выбрана именно его пьеса «Загадочные вариации». Чем привлекла она молодого постановщика Дарью Камошину (для дипломной, кстати, работы)? В первую очередь нетривиальностью сюжетов и «философичной аурой» без свойственной обычно философским писаниям зауми. При этом она недвусмысленно ставит подзаголовок: «Диалог под прицелом».

Страсти на сцене разгораются действительно нешуточные, однако постепенно, вспыхивая в полную мощь аккурат к окончанию акта – первого и единственного. На «потом» у героев не остается ни сил, ни желания, ни фактов. А факты… Они в «затравке» спектакля: у знаменитого писателя Абеля Знорко (актер Сергей Барковский) была реальная любовь – со встречами, жаркими объятиями. И потом любовь тоже была, но уже на расстоянии. По переписке. Целых пятнадцать лет. «Без каких-либо обязательств по отношению друг к другу, и, стало быть, без жертв. Иначе ведь – тупик», – уверен Знорко. Это он, интеллектуал, стал инициатором «заочной любви» со своей «единственной и неповторимой». Живет один в большом доме на отдаленном от мирской суеты острове.

Его книги издаются миллионными тиражами. Вот и очередная, только что появившаяся в продаже, явно не залежится на прилавках. Это роман в письмах. Тех самых, «к далекой возлюбленной»«. Оказавшейся, впрочем, совсем не той, кому он их писал все эти пятнадцать минувших лет…

Написанная в 1996 году для бенефиса Алена Делона, эта пьеса Шмитта сейчас даже более актуальна, чем двадцать четыре года назад. Иначе её не ставили бы с завидным постоянством по всему миру. Известные актеры не стремились бы получить в ней роль. Считается, что выигрышна из двух только одна – писателя с его любовной драмой. С его монологами на повышенных тонах и эксцентричными выходками вроде стрельбы из ружья по заезжему гостю. Но – нет. И второе действующее лицо – журналист, как он представился, Ларсен (молодой актер Андрей Некрасов), не так прост, как может показаться. Сложность в том, чтобы донести до зрителя сам смысл драмы, не только любовной, но и личностной. Драмы человека, отказывающегося от любви ради некой эфемерной «свободы одиночества», делающего выбор между материальным благополучием и свободой мысли, поступков в пользу материального.

Впрочем, предложенный автором сюжет, а режиссером Камошиной и худруком Спиваком – ход действа лишь подводят к пониманию смысла. Сам Эрих-Эммануэль признавался в свое время корреспонденту «Труда»: «Я все время задаю себе вопрос: что такое свобода – объективная и внутренняя? Внутренняя для меня проявляется в свободе воли. Трагедия, если ты прожил жизнь, за которую ни разу не принял ни одного самостоятельного решения. А успешный человек – это тот, кто постоянно делает осознанный выбор. Даже если иногда ошибается».

Нынешняя премьера в Молодежном театре как раз об этом. Наполненная парадоксами, интеллектуально насыщенная, да ещё и приправленная детективной интригой, она «держит» зрителя с первых до последних минут. Вместе с актерами мы возмущаемся бесцеремонностью гостя, как постепенно выясняется, совсем не журналиста, а наивного «маленького человечка», посмевшего нарушить уединение знаменитости, но имеющего на это самые серьезные личные основания. Злимся на самого Знорко – редкий, однако, циник! Наконец, сочувствуем обоим, переживая за них, товарищей по несчастью. И решительно не хотим соглашаться с предложенным финалом, которого… нет. Каждому из пришедших на премьеру предстоит додумать его самому.