НЕБЕСНЫЙ БРАТ МАРЕСЬЕВА

Кто в России не знает Алексея Маресьева? В одном из боев его самолет сбили, пилот выбросился с парашютом и 18 суток, тяжело раненный в ноги, полз по лесу из тыла врага к своим. Ампутация обеих ног, казалось бы, поставила крест на карьере летчика, но Маресьев добился возвращения в боевую авиацию и сбил еще 7 самолетов противника.

Долгое время считалось, что этот подвиг уникален. Но не менее интересна и судьба англичанина Бэйдера Стюарта. Без двух ног он в составе королевских военно-воздушных сил одержал более 20 побед над летчиками люфтваффе.
Стюарт родился в феврале 1910 года в Лондоне. После окончания школы королевских военно-воздушных сил он служил в боевой эскадрилье, стал мастером высшего пилотажа. Крутил "бочки" на предельно малой высоте, чем вызывал восторг зрителей. Лихачество привело к катастрофе: 14 декабря 1931-го его "Бристоль-105" при очередном выполнении "бочки" задел крылом землю. Пилот чудом остался жив, но получил тяжелейшие травмы. Ему ампутировали обе ноги - одну выше, другую ниже колена. Узнав, что остался калекой, Бэйдер едва не покончил с собой. Постепенно успокоился, добился, чтобы его оставили в кадрах ВВС. Он твердо решил, несмотря ни на что, вернуться в небо.
Как только Стюарт получил протезы, начал учиться ходить. Вскоре уже водил автомобиль, танцевал на вечеринках. В июле 1932-го совершил первый полет на двухместном "Авро-504" - под контролем инструктора. Специалисты из Центральной школы пилотажа дали безногому летчику "добро" на полеты, но врачи запретили ему подниматься в воздух. В 1933-м Бэйдера Стюарта уволили из ВВС, назначив пенсию по инвалидности.
В октябре 1939-го, когда в Европе уже шла война, пилот подал рапорт с просьбой вернуть его в строй боевых летчиков. На этот раз врачебная комиссия оказалась благосклонной.
9 августа 1941-го подполковник Стюарт в одиночку вступил в бой с шестью немецкими "мессерами". Сбил два истребителя, но загорелась и его машина. Он покинул ее на парашюте. В воздухе потерял один протез, попал в плен и произвел настоящую сенсацию среди пилотов люфтваффе. Информация о пленном безногом пилоте просочилась в прессу. Англичане еще раз удивили немцев, когда 13 августа Стюарту с самолета на парашюте сбросили второй протез...
Бэйдер предпринял несколько безуспешных попыток бежать из плена. На свободу вышел только в апреле 1944-го, когда американцы освободили узников лагеря Кольдиц, где он содержался. После второй мировой Бэйдер вновь попытался вернуться в боевую часть. Ему присвоили звание полковника и доверили возглавить школу летчиков-истребителей. В знак признания заслуг ему подарили самолет "Джемини". Безногий пилот еще долго летал на частных авиалиниях.