АТАКА НА ПАЛОЧКУ

В Красноярском крае, под Сосновоборском, открыто лечебно-исправительное учреждение N 37 - для выздоравливающих от туберкулеза. Заключенные теперь не отправляются из туббольницы в колонию, часто недолеченные, - они находятся здесь до полного выздоровления.Места тут для людей с больными легкими самые подходящие - сосновый бор, прозрачный воздух. Когда-то эта колония выполняла заказы Сосновоборского завода автоприцепов. Завод в дармовых тружениках нуждаться перестал, почти до нуля свернул производство. Вместе с заводом хирела и колония, разваливалась и растаскивалась ее производственная база.

- С появлением ЛИУ-37, - рассказывает начальник управления исполнения наказания Красноярского края генерал Владимир Шаешников, - мы закрыли туберкулезные участки в целом ряде колоний. Дело в том, что раньше участки для туббольных создавались во всех исправительных учреждениях, и это считалось правильным. Хотя заболеваемость только прогрессировала. Мы решили ограничиться межобластной больницей в ИК-18 (сейчас там строится второй корпус) и ЛИУ-37. Теперь людей после больницы везем не в колонию, а сюда. В зону они возвращаются здоровыми и опасности для окружающих не представляют.
Результат таков: отбывающие наказание в Красноярском крае болеют туберкулезом в 2,9 раза реже, чем их "коллеги" по России в целом. Заболеваемость в стране за последний год выросла на 40 процентов, в крае упала - на 21.
В лечебном учреждении работает современный банно-прачечный комбинат. Без перерыва крутятся мощные стиральные машины, пыхтит гладильный аппарат. А в бане стоит аромат сосновой хвои, пахнет березовыми почками. Веники выздоравливающие заготавливают сами, а ветки сосны используют здесь и по-другому: развешивают их в свинарнике, дабы избавиться от дурного запаха, подсушенной хвоей кормят поросят.
О питании - особый разговор. Безвозмездно лечебному учреждению передан крупный свинокомплекс. Поголовье стремительно растет, ЛИУ обеспечивает свининой не только себя, но и другие колонии. В частности - ИК-18 с туберкулезной больницей.
Под Сосновоборском разводят коров, овец, кроликов, кур. Выращивают картошку и другие овощи. Капусту здесь квасят в огромных количествах и различных вариациях - со свеклой, морковкой, специями и корешками. На дверях так и написано - "Квашцех". А рядом, в "сушильне", готовят что-то вроде картофельных, свекольных, морковных, луковых чипсов.
В ЛИУ пекут свой хлеб, булочки и блины, делают собственную колбасу и даже фирменный чай - с добавлением лечебных трав, которые тоже заготавливают сами. Кстати, на вопрос: где лучше кормят, в колонии или в лечебном учреждении? - здешние обитатели, застигнутые за обедом, дружно ответили: "Конечно, тут!" И посмотрели так, что сразу стало понятно: никакого сравнения быть не может.
Работать выздоравливающие по закону не обязаны, и все-таки большинство без дела не сидит. Во-первых, чтобы отовариться в магазине, купить самое необходимое, нужны деньги. А родственники помогают все меньше, многие на свидания вообще не приезжают, слишком это теперь дорогое удовольствие. Во-вторых, работа в прямом смысле слова непыльная. Никакого производства с тяжелыми условиями труда здесь не было и не будет: нельзя.
ПОСТСКРИПТУМ
На днях руководитель Минюста Юрий Чайка провел пресс-конференцию по острым вопросам пенитенциарной системы. Особую озабоченность министр высказал в связи с резким ростом в местах лишения свободы ВИЧ-инфицированных. Таковых сегодня - около 15 тысяч человек. Касаясь другой тяжелой болезни, которая также серьезно беспокоит руководство Минюста, Ю.Чайка указал на состояние больных туберкулезом. При этом он особо подчеркнул, что благодаря принимаемым усилиям, в том числе и при поддержке международных организаций, в прошлом году удалось полностью вылечить от туберкулеза 15 тысяч заключенных. Однако число больных чахоткой в местах лишения свободы по-прежнему велико - почти 100 тысяч. То есть сегодня практически каждый десятый российский зэк страдает различными формами туберкулеза.
Владимир Андреев.