О проблемах российского авиастроения писалось немало. Только почему-то в тени остался один примечательный факт: помочь по крайней мере частично решить их взялся египетский бизнесмен Ибрагим Кямель.
60-летний Кямель - один из самых крупных и уважаемых бизнесменов Египта. В молодости он защитил докторскую диссертацию в США по специальности "деловое администрирование", был профессором Каирского университета. В 1976 году, после того как тогдашний президент Египта Садат начал проводить политику "открытых дверей", Кямель занялся бизнесом. Вместе с друзьями основал компанию "Като Ароматик", стал ее президентом. Компания занималась производством эфирных масел, используемых в парфюмерии и косметике. Они поставлялись в разные страны, но больше всего - в Советский Союз. Так что связи Кямеля с нашей страной насчитывают уже четверть века. Кстати, он много лет является вице-президентом Общества египетско-российской дружбы.
Кямель убежден, что большой бизнес может быть успешным только тогда, когда идет рука об руку с политикой. Он - член генерального секретариата правящей Национально-демократической партии Египта.
Бизнес Кямеля развивался чрезвычайно успешно. "Като Ароматик" давно уже превратилась в холдинговую корпорацию, объединившую более трех десятков различных компаний. Одно время в Каире даже поговаривали, что президент Египта Хосни Мубарак предложил Ибрагиму Кямелю возглавить правительство, но тот отказался, сославшись на невозможность оставить свой бизнес.
В 1991 году Кямель создал авиакомпанию "Эйр Кайро". Купил для нее тогда еще в Советском Союзе четыре самолета - два пассажирских "Ту-154" и два грузовых "Ил-76". Однако вскоре выяснилось, что эксплуатация этих самолетов в условиях Египта невыгодна - они потребляют слишком много горючего. И их продали.
К этому времени у нас появились опытные образцы нового авиалайнера - "Ту-204". В марте 1993 года Кямель организовал демонстрационные полеты одного из них в Египте. Я тогда работал от "Труда" в Каире и вместе с египетскими чиновниками и бизнесменами летал на этом самолете. Впечатление о нем осталось у всех самое благоприятное, но главный недостаток был все тем же - высокое потребление горючего. В конце 1995 года на заводе "Аэростар" в Ульяновске, где производят "Ту-204", возникла идея: а что если на отличный по своим летным качествам российский самолет поставить лучшие в мире по экономичности английские двигатели?
Идею высказали Ибрагиму Кямелю, и он ее горячо поддержал. В марте 1996 года "Като Ароматик" подписала контракт с "Аэростаром", по которому компания бралась финансировать производство такого самолета и продавать его на мировых рынках. Вскоре для этой цели Кямель создал специальную компанию - "Сирокко". В процессе доработки самолет получил также западную авионику. И в ноябре 1998 года первые два лайнера с российскими экипажами - пассажирский и грузовой - поступили в авиакомпанию "Эйр Кайро".
Наш новый лайнер, по мнению западных специалистов, ничем не уступает "Боингам" и "Эйрбасам" среднемагистрального класса. Стоит же он на треть дешевле. Проект, однако, двигался поначалу куда медленнее, чем планировалось. Сказались и нелегкое положение на заводе, и даже недостаточная юридическая база. И тогда началась подготовка крупного инвестиционного соглашения. По словам Ибрагима Кямеля, в соглашение вносятся последние штрихи. "Сирокко" готова в нынешнем и будущем годах вложить в производство самолетов около 280 миллионов долларов. В обмен она рассчитывает получить четверть акций завода "Аэростар" и конструкторского бюро "Туполев". Кямель убежден, что осуществление этого соглашения позволит начиная с 2005 года стабильно выпускать по крайней мере по два авиалайнера в месяц.
Между тем эксплуатируемые ныне в "Эйр Кайро" самолеты - три пассажирских и три грузовых - прекрасно себя зарекомендовали. В день, когда мы прибыли в Каир, оттуда в бельгийский город Льеж вылетел на работу в компании ТНТ первый наш грузовик. Заказан и второй, который отправится туда в мае. Заключен контракт на поставку в этом году пяти грузовиков в Китай, причем китайские компании намерены рассмотреть вопрос о покупке в ближайшем будущем еще десяти самолетов. Идет процесс европейской сертификации лайнера, который должен завершиться в нынешнем году. Компания "Сирокко" заключила также соглашение с Казанским авиационным производственным объединением. Там будут выпускаться самолеты "Ту-204-200" (они будут называться "Ту-214") с увеличенной дальностью полета.
Ибрагим Кямель, первый египтянин, награжденный российским орденом Дружбы народов, убежден в успехе проекта. Он вообще неизменно верит в светлое будущее российской экономики. "Я давно работаю с вашей страной, хорошо ее знаю и отступать не намерен, - говорит он. - Россия непременно станет экономической сверхдержавой. В свое время вы помогли Египту в трудную минуту, и сейчас я хотя бы отчасти отдаю вам старый долг".