05 декабря 2016г.
МОСКВА 
-4...-6°C
ПРОБКИ
1
БАЛЛ
КУРСЫ   $ 63.92   € 67.77
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

ОДАРЕННЫМ ЭКЗАМЕН НЕ СТРАШЕН

Володин Денис
Опубликовано 01:01 27 Марта 2002г.
Южно-Уральский государственный университет в Челябинске - один из крупнейших вузов России. На 34 факультетах по 100 специальностям обучается более 48 тысяч студентов. Среди работающих на 148 кафедрах - 1,5 тысячи преподавателей, 55 академиков, 220 профессоров и докторов наук. В университете действуют 53 вычислительных центра, оснащенные 2500 персональными компьютерами. В информационно-библиотечном комплексе с системой электронного поиска книг 2,5 млн. единиц хранения. В университете обучаются 300 аспирантов, работают 12 диссертационных советов.

Челябинская область вошла в число 16 субъектов Федерации, где весной-летом этого года будет продолжен эксперимент по сдаче выпускниками школ Единого государственного экзамена (ЕГЭ). Как известно, абитуриентам это дает возможность не сдавать вступительные экзамены при поступлении в вузы. Об этом нововведении - беседа с ректором ЮУрГУ, членом-корреспондентом РАН Германом ВЯТКИНЫМ.
- Герман Платонович, в последнее время ректоры некоторых ведущих вузов страны высказывают опасение, что переход к Единому госэкзамену может привести к "резкому понижению уровня знаний студентов". А как вы оцениваете ситуацию?
- Мне кажется, это преувеличенные опасения. К сожалению, в последние годы шло снижение общего уровня знаний выпускников средней школы. В этих условиях и нашему университету, и многим другим приходилось искать формы дополнительных занятий с абитуриентами, чтобы подготовить их к нормальному обучению на 1-м курсе.
Такое тревожное положение сегодня во многом скрывается, вуалируется завышенными оценками, выставляемыми на школьных выпускных экзаменах. Это опасный самообман. На мой взгляд, сдача ЕГЭ государственным экзаменационным комиссиям даст более реалистичную картину. В этом смысле действительно может произойти снижение уровня, но не знаний, а объективно выставляемых оценок. Я думаю, что ничего плохого в этом нет - ни для выпускников, ни для вузов, ни для государства.
Сейчас в нашей области идет активная подготовка к проведению ЕГЭ. Школы оснащаются компьютерами, новой учебной литературой, идет подготовка учителей, отрабатываются методики, создаются районные центры проведения госэкзамена. Все это требует больших затрат, на которые идут и федеральное правительство, и региональные власти. Я думаю, что вложенные средства и соответствующая работа, несомненно, приведут к положительным результатам.
- Известно, что Единый госэкзамен неразрывно связан с новой системой финансирования вузов - через государственные именные финансовые обязательства (ГИФО), которые в ближайшие годы сможет получить каждый абитуриент. Как вы относитесь к начинающемуся эксперименту по введению такой системы?
- В целом положительно. Дело в том, что сегодняшняя система финансирования высшей школы складывалась в условиях плановой экономики и не отражает уровня действительного развития каждого конкретного вуза. Наличие у абитуриента именного финансового обязательства, которое количественно (и достаточно точно) отражает уровень его знаний, даст ему возможность реально определиться с поступлением в тот или иной вуз. Это, конечно, может расходиться с его личными амбициями, но зато возникает мощный стимул, заставляющий его работать над собой, получить более высокую степень ГИФО.
В сущности, абитуриент сам будет делать выбор - в какой вуз он хочет и имеет реальную возможность поступать, исходя из уровня своей подготовки, результатов сдачи единого госэкзамена и, соответственно, весомости именного финансового обязательства.
Это будет полезно и для высшей школы. Вполне понятно, что наиболее престижные вузы всех желающих принять не смогут. А те, куда поток абитуриентов окажется недостаточно интенсивным, будут вынуждены работать над улучшением качества подготовки специалистов и тем самым повышением своего рейтинга.
Пока уровень финансирования российских вузов в десятки раз ниже, чем в развитых странах. В этих условиях приходится буквально изощряться, чтобы поддерживать достаточно высокое качество образовательных услуг, обеспечивая конкурентоспособность наших выпускников на рынке труда. Только подъем нашей экономики, развитие конкуренции и связанный с этим рост потребности в высококвалифицированных кадрах заставят резко увеличить финансирование образования. Причем не только бюджетного, но и со стороны отечественных предпринимателей, которые уже сейчас рассматривают качество своего персонала как реальный фактор в конкурентной борьбе на рынке товаров и услуг.
- Не окажутся ли "отрезанными" от высшего образования талантливые дети из малообеспеченных семей, да еще проживающие вдали от вузовских центров?
- Я не вижу, каким образом введение системы ЕГЭ-ГИФО может препятствовать поиску талантливой молодежи. Кстати, наш университет с начала 80-х годов разработал и активно использует различные системы поиска одаренных детей. В том числе и в "глубинке", где мы постоянно проводим, например, выездные олимпиады. Думаю, что Единый госэкзамен и такого рода мероприятия будут просто дополнять друг друга, служить достижению единой цели - привлечению в вузы самых способных и трудолюбивых.
Кроме того, я полагаю, что новая система поможет преодолеть устоявшийся стереотип, согласно которому хорошее образование можно получить только за деньги. Развитие здоровой конкуренции между вузами заставит их более активно бороться с коррупцией, поскольку "раздача" дипломов, не обеспеченных качественными знаниями, наносит непоправимый ущерб престижу и финансовому благополучию учебного заведения.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников