22 августа 2017г.
МОСКВА 
27...29°C
ПРОБКИ
6
БАЛЛОВ
КУРСЫ   $ 59.14   € 69.43
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

РОСТРОПОВИЧ НУЖЕН ВСЕМ

Грум-Гржимайло Тамара
Опубликовано 01:01 27 Марта 2002г.
В Доме-музее Леопольда и Мстислава Ростроповичей, открывшемся в Баку, хранится одно примечательное письмо отца к сыну. Сопровождая Мстистава Леопольдовича в его поездке в азербайджанскую столицу, я прочла это послание, где есть такое шутливое напутствие (цитирую по памяти): "Мы дали тебе имя Слава, чтобы ты достиг такой полной славы музыканта, какую имели Пабло Казальс или Сергей Рахманинов..."По всей видимости, Слава Ростропович это напутствие с лихвой выполнил. Наверное, Леопольд Витольдович Ростропович (он умер в 1942 году, когда сыну было 15 лет) был бы потрясен, услыхав, что его отпрыска сегодня знают миллионы на планете - даже те, кто понятия не имеет, кто такие Казальс и Рахманинов, потому что вовсе не интересуются классической музыкой...Ибо деятельность Ростроповича давно перешагнула границы его артистической профессии.

Не случайно после памятных августовских дней 1991 года и явления великого музыканта среди защитников "Белого дома" вошла в обиход фраза: "Это была революция с лицом Ростроповича". Главное свойство этой фантастически щедрой личности - быть необходимым всем. Не потому ли, желая быть ближе к людям, он едва ли не каждого, с кем хоть мимолетно знаком, просит называть его просто "Слава" и общается на "ты"?
БЕЗ "ЛЕДИ МАКБЕТ" НЕТ ЮБИЛЕЯ
Когда у Мстислава Ростроповича юбилей - пьет и гуляет тьма народу. "Во всем мире есть люди, которые постоянно ищут повод, чтобы выпить, - острит маэстро. - Я даю им этот повод и присоединяюсь!" А застолье с Ростроповичем - нечто небывалое, особенно в его родном Баку. Так было и на сей раз.
Вот он рассказывает, как однажды, опустошив все карманы, купил дирижерскую палочку французского композитора Гектора Берлиоза и теперь перевез ее в свой дом в Санкт-Петербурге как экспонат будущего музея. А посему да здравствуют Франция и все французы! Потом вдруг вспоминает о своем визите во Флоренцию в 1951 году:
- Это была первая группа наших артистов, которая приехала в Италию после Шаляпина: Уланова с Кондратовым, Гилельс, Ойстрах, Баринова, Ростропович, а еще певцы - Зара Долуханова, Надежда Казанцева и знаменитый бас Большого театра Максим Михайлов, - с упоением перечисляет Слава и во всех подробностях рассказывает, как Михайлов изумил итальянцев силой своего голоса, которую он совершенно не соизмерял с размерами помещения. - Максим Дормидонтович вышел на сцену небольшого зала, открыл свой маленький ротик и так заорал: "Чу-у-уют пра-а-авду!!!", - что мы с Гилельсом просто зарыдали от с трудом сдерживаемого смеха и выползли от греха подальше из зала. А итальянские газеты, не поняв, видно, широкой славянской души, написали на следующий день о Михайлове: "Страшный рапсод русских степей..."
Тут я задала свой вопрос:
- А правда, что театр Ла Скала отверг предложение Ростроповича, изгнанного к тому времени из СССР за правозащитную деятельность, поставить оперу Шостаковича "Леди Макбет Мценского уезда"?
Слава ответил:
- Господин Мадзони (из итальянских коммунистов, которые контролировали тогда театр) обратился к министру культуры Советского Союза Захарову (был такой), чтобы он "отпустил" Бориса Покровского для постановки "Леди Макбет" в Ла Скала. А Захаров заявил: "К этому отщепенцу Ростроповичу я никого не пущу!" И тогда г-н Мадзони придумал отговорку для меня: "Знаете ли, Мстислав Леопольдович, у нас не хватит времени для репетиций этой оперы". Так постановка "Леди" в Ла Скала не состоялась.
Но она все-таки состоялась в Италии в наши дни, в канун 75-летия маэстро. Только не в театре, а в концертном зале римской музыкальной академии "Санта Чечилия".
После премьеры газета "Унита" писала: "Волшебный момент музыки. Прославленный Ростропович, гость "Санта Чечилии", всплывающий, как мифический Нептун, из моря оркестра, что расположился вокруг него, обращается к блестящей молодости Шостаковича" (композитор написал произведение в 27 лет). В этом спектакле действительно все подчинено музыке. Декорации предельно просты: на сцене, как трон, возвышается кровать, на которой и убивают, и занимаются любовью. Остальное - лазерная графика на экране, с ее видеокалейдоскопом символов и живых лиц исполнителей, включая дирижера. Ростропович, как говорит режиссер аргентинец Серхио Ренан, является в каком-то смысле "живой частью этой оперы и ее истории, подлинным действующим лицом, без которого постановка не имела бы смысла".
С этого триумфального успеха русской оперы в Риме и начался год 75-летия Ростроповича. Точно так же, как пять лет назад с успеха первой редакции оперы Шостаковича в концертном исполнении в Санкт-Петербурге и Москве начинался год 70-летия маэстро.
- Слава, а где будешь ставить свою следующую "Леди Макбет"?
- Планирую в Рио-де-Жанейро...
ЦАРСКИЙ ПОДАРОК
Гром оваций и уйма народу встретили Мстислава Леопольдовича, его красавицу жену Галину Вишневскую и множество гостей в бакинском дворце "Республика" в день, когда должна была состояться торжественная церемония передачи 50 инструментов фирмы "Ямаха" в дар Азербайджанскому государственному симфоническому оркестру. Сцена сияла белым шелком, на живописно расставленных стульях, словно только что рожденные дети в колыбелях, лежали чудо-инструменты - скрипки, флейты, гобои, кларнеты, трубы, тромбоны, туба, целых 6 валторн и 5 контрабасов, а еще виолончели, тарелки, маримбы, малый барабан... Этот арсенал стоимостью в 300 тысяч долларов должен был здесь и сейчас, в присутствии президента Гейдара Алиева, принять "на вооружение" оркестр, сидящий на сцене.
- Это очень важный момент моей жизни, плод многолетних творческих отношений с японскими музыкантами и фирмой "Ямаха", по приглашению которой 10 лет даю мастер-классы, - признался юбиляр. - Я сказал моим замечательным друзьям в Японии: мне 75 лет исполняется, у меня все есть - вместо того чтобы дарить мне что-то, дайте инструменты Бакинскому оркестру, очень хорошим музыкантам! И вот они прислали почти полный оркестровый комплект... Знаете, я ведь очень дружу с великим дирижером Сейджи Озавой. Мы с ним дважды собирали молодежный оркестр и проделывали "просветительные" путешествия по японским деревням. Наша третья такая поездка состоится этим летом. А знаете, что придумал Сейджи для привлечения публики? Он написал плакат: "Через час здесь состоится концерт европейской музыки". А рядом поставил двух трубачей, которые взыграли так громко и таким жутким звуком, что сбежалась вся деревня!
Маэстро пообещал и сам в скором времени "сыграть" на новых инструментах, встав за пульт Азербайджанского симфонического. Но первым "сыграл" с их помощью главный дирижер коллектива Рауф Абдуллаев.
А два дня спустя выполнил обещание и Ростропович. Торжественная увертюра Шостаковича с ее ослепительными фанфарами (медная группа расположилась на галерее в "поднебесье" концертного зала) сменилась томной пьесой "Benkey" японского композитора Ясуши Акутагава и экзотически изысканным "Танцем девушек под гитару" Кара Караева (из балета "Тропою грома"). А затем прозвучали шедевры великих славян - сюита из "Щелкунчика" Чайковского и Девятая симфония Дворжака "Из Нового Света"...
Гейдар Алиев назвал этот концерт значительным событием в музыкальной и политической жизни Азербайджана и вручил Мстиславу Леопольдовичу высшую награду государства - орден Независимости.
СПАСИТЕЛЬНЫЙ УКОЛ НОВОРОЖДЕННОМУ
Еще одно экстраординарное событие состоялось в "дни Ростроповича" в Азербайджане - вручение партии вакцины от вирусного гепатита (стоимостью в 1 млн. долларов) для прививок 100 тысячам новорожденных. Президент Международного фонда вакцин американец Жак Франсуа Мартин сказал собравшимся в Республиканском роддоме:
- 12 миллионов детей ежегодно не имеют доступа к иммунизации. А значит, они могут погибнуть. Мы искали людей в совет директоров нашего фонда, которые могли бы участвовать в этой борьбе за жизнь, за то, чтобы все дети планеты (включая беженцев из горячих точек) имели доступ к спасительным медикаментам. И мы выбрали Ростроповича - этого чемпиона в борьбе за права человека. А раз Слава согласился, значит, наши планы материализуются.
Замечу: при поддержке Ростроповича по этой программе уже вакцинированы более миллиона детей Нижегородской, Новосибирской, Ульяновской и других областей.
Вручая символический ящик-куб с вакциной президенту Азербайджана, Мстислав Леопольдович рассказал о том, что 20 минут назад был свидетелем "первого укола" новорожденному, которому было 10 часов от роду. "В этой ампуле - любовь всего мира к маленькому человеку", - подытожил музыкант.
ЛОНДОН РУКОПЛЕЩЕТ
"Чем хуже я играю, тем больше меня приглашают", - лукаво заметил маэстро в ответ на вопросы журналистов, касающиеся его участия в предстоящем 2 июня праздновании 50-летия царствования королевы Великобритании Елизаветы II.
- Что будете там играть?
- Cыграю короткую пьесу. Не хочу слишком утруждать королеву.
- Какие у вас отношения с королевой?
- Блестящ-щ-щие!!!
- 27 марта ваше 75-летие будут праздновать в Лондоне. Кто будет приглашен?
- Список не я подготавливал. От меня все это скрывается. Единственное, что я предполагаю: в концерте будет участвовать Лондонский симфонический оркестр - замечательный коллектив, с моей точки зрения, лучший в Европе, с которым я больше всего сотрудничаю. У нас с ним почти "семейная" дружба. Мы вместе проводили в Лондоне фестиваль Шостаковича, а до этого фестивали Бриттена, Прокофьева и того же Шостаковича.
А потом Ростропович ответил на несколько моих вопросов.
- Слава, ты в зените мировой славы. Чего не хватает для полного счастья?
- Мне всего хватает... Вот в юности мне не хватало еды. Это было во время войны, в Оренбурге, когда умер отец. Мы голодали. Мать делила между нами черный хлеб, который мы получали по карточкам. Но я очень благодарен судьбе за то, что и ЭТО прошел. Когда мои дочки берут еду в отелях с так называемым шведским столом, а потом оставляют что-то на тарелках, я устраиваю им такой скандал!
- Они жаловались, что ты всегда был "жестоким папочкой", таскал их за волосы, когда они не выполняли обещанного, опаздывали куда-нибудь. А мама Галя была в сравнении с тобой как овечка.
- Да-да-да. Строгий папа. Правильно. Дело в том, что Галя была занята преимущественно собой. Это естественно. А я - другое дело.
- Но обе дочки, слава Богу, выросли толковыми, с сильными характерами. И Оля, и Лена...
- Тем не менее Ленка продолжает всюду опаздывать, к сожалению. И какой бы ни был у нее характер, на этой почве у нас с ней скандалы продолжаются!
- Твои шестеро внуков - невероятно способные ребята, говорят на трех-четырех языках. А музыкальные склонности они унаследовали?
- Пока их больше интересуют техника и компьютеры.
- А самый маленький - твой любимый Славочка?
- Вот он очень талантливый парень. Будет музыкантом!
А В РОССИИ ВСЕ СПОКОЙНО
Сегодня, 27 марта 2002 года, в лондонском "Барбикан-центре" состоится грандиозный концерт в честь юбилея великого русского музыканта. А в лучших концертных залах столицы России, похоже, не озаботились датой Славы. Возможно, у нас настолько привыкли к его доброму участию в нашей жизни, что даже не считают нужным отдавать дань маэстро в его праздники. Ведь и 70-летие Ростроповича прошло в Париже, а на 80-ю годовщину музыканта, говорят, уже зовут в Вашингтон. На Родине же нынче лишь кафедра виолончели Московской консерватории устраивает в Рахманиновском зале юбилейный концерт в честь своего бывшего воспитанника и профессора...
Но юбилейный "циклон" Ростроповича все же настигнет Россию. Он пройдет в июне по маршруту Санкт-Петербург - Нижний Новгород... Славу будут чествовать в питерской Детской школе искусств его имени. А в Нижнем маэстро будет дирижировать тем оркестром, с которым 40 лет назад открывал первый в Советском Союзе фестиваль современной музыки. Удивительная дата! То был исторический момент, когда за дирижерский пульт единственный раз в своей жизни встал Дмитрий Шостакович - конечно, под напором Ростроповича, исполнявшего его Концерт для виолончели. А мы помним, как он его исполнял. Кто-то из журналистов в 60-е годы писал: "Ростропович играл, как дьявол или сверхчеловек"...


Loading...



Фильм «Матильда» получил прокатное удостоверение. Ну как, смотреть пойдете?