27 апреля 2017г.
МОСКВА 
6...8°C
ПРОБКИ
0
БАЛЛОВ
КУРСЫ   $ 56.31   € 61.51
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

С ХОХМОЙ ПО ЖИЗНИ

Лебедина Любовь
Опубликовано 01:01 27 Марта 2003г.
В редакции газеты "Труд" побывал народный артист России, председатель Союза театральных деятелей Александр Калягин. Он отвечал на телефонные звонки наших читателей, интересующихся его творчеством, общественной деятельностью, планами на будущее.

- Тула на проводе, Ширшова Нина Петровна. У меня к вам такой вопрос: звание лауреата Государственной премии СССР вы получили за роль Ленина в мхатовском спектакле "Так победим". Если бы сейчас вам представилась возможность снова сыграть Ленина, вы бы согласились?
- Скорее, нет. Дело в том, что в спектакле "Так победим" я играл почти 10 лет подряд. Вы не представляете, что значит сыграть роль такого масштаба. Уж сколько лет прошло, а у меня до сих пор "мозоли" на языке от этого текста. Для того чтобы сыграть Ленина заново, надо забыть, как я его играл прежде, и все начать с чистого листа. Пока я этого сделать не могу, так как роль по-прежнему "сидит" во мне. Актер зависим от своей психофизики, ибо у него есть только один инструмент - это он сам. И этот "инструмент" с годами изнашивается. Для того чтобы сыграть крупномасштабную роль, нужна энергия и богатырское здоровье. Представьте себе, что, скажем, короля Лира актер играет в 60 лет, а потом в 70 и так далее. Внешне это будет выглядеть правдоподобно, но пожилой артист, за редким исключением, не сможет выдержать такую колоссальную нагрузку в течение трех часов.
Тем не менее, я уверен, что рано или поздно появится какой-нибудь русский Шекспир, который напишет роль Ленина так, что актеры будут поздравлять того, кому она достанется. Ведь когда кого-то назначают на роль Ричарда III, то никто ему не говорит: как ты посмел играть диктатора, сволочь и убийцу - наоборот, все завидуют счастливчику. Вообще-то играть человека, наделенного неограниченной властью над людьми, всегда заманчиво и интересно. Будь то роль Ленина или Сталина. Ведь не случайно в этом году все так активно прореагировали на 50-летие смерти вождя всех народов. Время сделало свое дело, теперь мы можем более спокойно рассуждать о нем, о его одиночестве и даже о его любовных связях...
- Это звонит ваш поклонник из Москвы Сергей Николаев. Во-первых, хочу поблагодарить за ваши замечательные роли. В связи с этим у меня к вам такой вопрос: в последнее время вы совсем не появляетесь на киноэкране. И в телесериалах вас тоже не вижу. Почему?
- Многие "достают" меня этим вопросом, особенно милиционеры, когда я на машине нарушаю правила движения. Останавливая меня и тут же узнавая, они обязательно спрашивают: ну что же мы вас так давно в кино не видели? Отвечаю всем: скоро выйдет фильм Александра Галина "Фото" с моим участием, а следом другой - Александра Муратова, "Криминальное чтение".
То, что я вижу по телевидению, не вызывает у меня большого энтузиазма. Более того, как только на телеэкране появляется какая-нибудь халтура, тут же выключаю и думаю: Боже мой, как хорошо, что меня не втянули в это безобразие. Сознаюсь вам: мне приходилось отказываться от многих сценариев. Однако того огромного количества предложений, какие я получал еще 10 лет назад, уже нет. По-видимому, другие актеры более востребованы, другая мода на лица пошла, другие человеческие типы стали интересны: категоричные, деловые, прагматичные.
- Вот и я замечаю, что не только из жизни ушла доброта и теплота, но из искусства тоже. Взять хотя бы телевизионный фильм "Старый Новый год", где вы играли. Сколько же в нем было душевности, милых сердцу деталей.
- Совершенно правильно, другое время наступило, где балом правит расчет. Конечно, хорошо, что у нас появились свои отечественные телесериалы, но с другой стороны, как же они плохо сделаны, какой примитивный уровень, словно до этого ничего выдающегося у нас не было - ни великой русской литературы, ни большого кино... Порой мне кажется, что эти телесериалы делаются ради рекламы.
- Кстати, в рекламе вы еще будете сниматься после ролика, посвященного Nescafe?
- Пока нет, если, конечно, мне не предложат большущую сумму денег. (Смеется).
- Вы считаете это незазорным для себя?
- Это - смотря какая реклама. Я никогда не буду рекламировать средство от перхоти или прокладки. А кофе? Почему бы и нет, поскольку я люблю хороший кофе, особенно свежемолотый.
- Спасибо. С нетерпением буду ждать вашего появления на телеэкране, даже в рекламе, потому что с вашим участием она никогда не выглядит пошло.
- Как вы хорошо говорите, просто бальзам на душу льете. Ведь для актера доброе слово зрителя дороже любых наград.
- Из Питера вас беспокоит студент театральной академии Назаров. Не кажется ли вам, что вы обкрадываете себя как актера, занимаясь театром "Et сetera" и Союзом театральных деятелей?
- Иногда кажется. Я даже придумал для себя такую парадоксальную формулу: на сцене я отдыхаю, потому что занимаюсь своим любимым делом, а в кабинете председателя СТД работаю. Хотя, сами понимаете, на сцене я тоже вкалываю. Но это мне близко и знакомо, а чиновничьи дела такие запутанные, сложные...
В театре я - как рыба в воде. Когда начинаются репетиции нового спектакля, то я испытываю такую радость, что словами не передать. В то же время я никак не ожидал, что мой театр продержится 10 лет, наберет силу, станет популярным и в нем охотно будут ставить спектакли такие известные режиссеры, как Роберт Стуруа и Александр Морфов. Поэтому, занимаясь своим театром, я нисколько творчески не обкрадываю себя. Другое дело, не будь столько хлопот с СТД, может быть, я лучше играл бы и больше, но, помогая своим коллегам, я тоже испытываю моральное удовлетворение. В жизни всегда так: где-то теряешь, а где-то находишь.
- Александр Александрович, я ваша давняя поклонница. Зовут меня Елизавета, живу я в Подмосковье. Раньше мы с мужем часто ездили в Москву и видели вас во всех спектаклях МХАТа. Теперь, когда муж не может устроиться на работу по специальности, театр стал для нас дорогим удовольствием. Хотелось бы узнать, почему вы ушли от Ефремова 10 лет назад?
- Знаете, у каждого актера бывают такие моменты, когда он творчески исчерпывает себя в конкретном коллективе. Мне тоже стало неинтересно работать во МХАТе. Я начал метаться, злиться, испытывать внутреннее неудовлетворение. И вот тогда у меня возникла мысль о создании своего театра. К тому же ребята на моем курсе заканчивали учебу в школе-студии МХАТа, и им надо было устраиваться на работу. Эта идея настолько увлекла меня, что я ринулся ее немедленно осуществлять, прежде всего искать здание. Слава Богу, Юрий Михайлович Лужков откликнулся на мою просьбу и нам выделили помещение на Новом Арбате. Конечно, я тогда сильно рисковал, но если бы у меня, не дай Бог, ничего не получилось со своим театром, я все равно бы ушел из МХАТа, поскольку в творчестве нельзя кривить душой, оно обязательно тебе за это отомстит.
- Мы с вами одногодки, мне тоже исполнилось 60, но я не выгляжу так хорошо, как вы. Поделитесь секретом, что для этого надо делать?
- Спасибо за комплимент, но моя профессия такова, что все время надо быть в боевой форме, поэтому не курю, не пью, разве только иногда могу позволить себе рюмочку коньяка для расширения сосудов. Правда, с диетой пока у меня плохо получается, хотя от шоколада и печенья давно отказался.
- Звоню вам по поручению жены и тещи. Их интересует, почему после фильма " Неоконченная пьеса для механического пианино" вы больше нигде не снимались со своей женой Евгенией Глушенко?
- Дело в том, что мы с женой дали слово никогда не работать вместе ни в театре, ни в кино. Может быть, я и не прав, ведь есть много актерских пар, которые снимаются вместе в кино и выступают в одних спектаклях, но, мне кажется, есть в этом что-то неестественное. Скажем, по действию мы должны изображать мужа и жену, и мой персонаж уходит от жены или - она от него. Так вот, зрители будут смотреть не на то, что мы играем, а как выглядим, насколько правдивы в этой ситуации. Ведь публика мгновенно проецирует нашу личную жизнь на то, что мы делаем в кино, в театре. Поэтому лучше не создавать себе дополнительных трудностей.
И потом, почему я не могу играть с другими актрисами, влюбляться в них на сцене? Тем более что моя жена не ревнует меня, как и я не ревную ее, когда она целуется, обнимается со своими партнерами. Мы оба понимаем, что одно дело изображать любовь на сцене и совсем другое - испытывать нежные чувства в жизни. Это совершенно разные вещи. Некоторые зрители не понимают этого и считают нас, артистов, ветреными людьми, которым ничего не стоит изменить своей жене или мужу. Смею вас уверить, это совсем не так.
- Здравствуйте, вас беспокоит Иванов из Красноярска. Мой сын тоже учится на артиста и скоро будет работать в одном из театров Канска или Ачинска. Сейчас он переполнен мечтами о высоком творчестве, а у меня все время перед глазами стоит заключительная сцена из фильма Михалкова "Неоконченная пьеса...", где ваш Платонов бросается в реку, чтобы утопиться... Вот и хочу поинтересоваться у вас как председателя СТД: какова судьба наших провинциальных коллективов?
- Вы затронули очень сложную тему. Дело в том, что я тоже переживаю за судьбу провинциальных коллективов, но, даже будучи председателем Союза театральных деятелей, что-то существенное сделать для них не могу, поскольку наш Союз общественная организация и субсидировать театры не может. К сожалению, в провинции нет инфраструктуры, способствующей нормальной работе начинающих режиссеров и актеров. А без притока свежих молодых сил театр перестает будоражить зрителей. Часто режиссерам и артистам негде жить, даже нет общежитий. Год, два они скитаются по разным углам, а потом уезжают в более крупные города или вообще бросают профессию, потому что оклады артистов в провинции бывают ниже прожиточного минимума. И тут очень много зависит от руководителей театров, которые сами ищут какие-то пути для материального обеспечения своих артистов, а также от мэров и губернаторов.
Что же касается фильма, упомянутого вами, то каждый человек в какой-то момент задается вопросом - не прошла ли жизнь мимо? Это необязательно связано с материальным благополучием, хотя бедность, конечно, унижает. Я очень хорошо понимаю вашу озабоченность судьбой сына, потому что сам отец двух взрослых детей, которые не пошли по моему пути, избрав свой, и я горжусь тем, что они оказались такими самостоятельными и упорными. Но я думаю, с вашим сыном все будет хорошо, поскольку сибиряки тоже упорный, с характером народ.
- Это Николай Ильич Герасименко из Казани. Я хотел бы задать вам вопрос, связанный с "Золотой маской". Почему на эту национальную премию в основном номинируются столичные коллективы, а о провинциальных забывают?
- Уважаемый Николай Ильич, ваш провокационный вопрос с одной стороны требует мужественного моего ответа, а с другой - мужественного вашего уха. Так вот, экспертный совет, который существует при "Золотой маске", просматривает все спектакли, о которых хорошо пишут в прессе или они пользуются успехом в своем городе. В этих случаях критики-эксперты просят прислать кассету с записью спектакля или сами выезжают на место, чтобы увидеть его. Любая интересная постановка не остается без их внимания. Я помню, как нас ругали за то, что мы решили привезти из Минусинска "Чайку", потратив на это огромные деньги. А что мы выдержали, когда дали Гран-при спектаклю "Женщина в песках" Володи Петрова из Омска - это передать невозможно. Даже говорили, что все члены жюри подкуплены. Это с одной стороны. А с другой, уважаемый, Николай Ильич, и тут я прошу выслушать меня мужественно: как это ни жалко, но пока лучшие творческие силы сосредоточены в Москве и Петербурге. Это не потому, что провинция хуже. Нет. Просто в материальном плане провинциальные коллективы настолько ограничены, что не могут пригласить на постановку ни видного режиссера, ни видного художника. Пока не будет принят закон о театре, патовая ситуация в провинциальных коллективах не изменится.
- Меня зовут Ольга, я из Москвы. Хочу спросить вас, каким вы видите современного мужчину?
- Оля, сколько вам лет?
- 25.
- Да?.. А каким, по вашему мнению, должен быть этот мужчина?
- Прежде всего он должен обеспечивать безопасность женщины.
- Честно говоря, я не знаю, что вы подразумеваете под словом "безопасность"? Бронежилет? Мне кажется, что многие женщины не вкусили радость общения с мужчинами потому, что рядом с ними не было легкого, ироничного спутника жизни, который умел бы каждый день делать им подарки. Не обязательно что-то покупать, а в смысле настроения, неожиданного предложения пойти куда-нибудь, съездить. Многие супружеские измены происходят от моральной неудовлетворенности, от скуки и однообразия. И это не связано с нашим материальным положением. Легкое праздничное настроение любой мужчина может создать женщине всегда. Когда меня спрашивают, как я отношусь к зрителям, то отвечаю: как к любимой женщине. Мне всегда хочется их удивлять, поражать. Уверяю вас, когда мужчина делает женщине такого рода подарки, с ним никогда не бывает скучно, и она никогда не променяет его ни на писаного красавца, ни на Спинозу. Юмор, ирония, чуткость не только помогают сохранять семью, но они, как ни странно, нужны и в работе. А теперь сами делайте вывод, каким я вижу идеал современного мужчины.
- Наконец-то я до вас дозвонилась из Калуги. Мы с вами когда-то были коллегами, но в отличие от вас я до сих пор работаю на "Скорой помощи". Как по-вашему, в этих профессиях есть что-то родственное?
- Конечно, коллега. И вы, и я лечим людей. Вы физически, я духовно. Работая когда-то на "скорой помощи" после медицинского училища, я заметил, что людям помогает не только лекарство, но и доброе слово. Когда больной видит, что ты к нему со всей душой, то соглашается на любые процедуры, потому что верит тебе. Примерно то же бывает и в театре, когда от спектакля исходит положительная энергия, и зрители, впитывают ее, то они благодарны актерам. Только в этом случае возникает катарсис, то есть духовное потрясение, ради чего, на мой взгляд, и существует театр.


Loading...



Три года назад Крым вошел в состав России. Какие чувства у вас по этому поводу?