КТО СВЕРГ НИКОЛАЕ ЧАУШЕСКУ?

Эта мысль, не раз возникавшая в Румынии за пятнадцать лет, прошедших с той поры, когда народные массы свергли последнего диктатора Восточной Европы, вновь захлестнула румынскую прессу. Кто на самом деле стоял за свержением Чаушеску?

Толчком к ее реанимации послужила недавняя демонстрация на местном телеканале "Арте" сенсационного немецкого документального фильма, автор и режиссер которого Сюзанна Брандштаттер приводит признания многих участников и очевидцев тех событий. Причем первых лиц. В ленте перед зрителями откровенничают директор совета по разведке ЦРУ того времени Роберт Хатчинсон, его коллега, руководитель отделения Восточной Европы в ЦРУ Милтон Борден, тогдашний премьер-министр Миклош Немет и другие.
С их слов выясняется, что никакой спонтанной "рождественской революции", этакого необъятного гнева прозревшего народа в Румынии и в помине не было. Хотя в стране и присутствовали все составляющие классической революции, без которых победа взбунтовавшихся масс, не желавших жить по-старому, неизбежна. Налицо все же отлично продуманная и тщательно подготовленная акция зарубежных спецслужб нескольких государств по смещению правящего режима в единственной в тот период (1989 год) стране Восточной Европы, где "красный" диктатор сохранял свои позиции, не желая уступать и противясь перестроечному процессу, охватившему страны Варшавского договора.
Одна только Румыния шла "своим путем". Ей и помогли свернуть на другие рельсы. Однако спонтанный народный гнев, как выясняется из ленты Сюзанны Брандштаттер, отношения к этому не имел. Как, впрочем, и КГБ, который кое-кто пытался обвинить в организации свержения Чаушеску. Конец одиозного диктатора, как теперь выясняется, приблизило ЦРУ с помощью ряда европейских спецслужб и прежде всего венгерской разведки, которая поставляла румынской оппозиции оружие и обучала ее лидеров в своих лагерях. В Румынии умело создали ситуацию, внешне и в самом деле похожую на революционный порыв масс, действовавших, однако, вовсе не спонтанно, а по сценарию, написанному и реализованному зарубежными спецслужбами.
Операция проводилась в три этапа, подчас совпадавшие по времени один с другим, но имеющие каждый свое конкретное назначение. Прежде всего ставилась задача скомпрометировать президента Николае Чаушеску и дискредитировать его режим перед лицом мировой общественности. Проблема для опытных сотрудников спецслужб не ахти какая сложная, ибо румынский диктатор своим неуемным характером и непредсказуемыми действиями оказывал им неоценимую помощь.
В прессе многих стран все чаще и чаще стали появляться материалы, "разоблачавшие" злодеяния "гения Карпат" - так называли журналисты румынского правителя. Почти одновременно СМИ начали дружно и активно обсуждать кандидатуры возможных преемников диктатора, акцентируя внимание на Ионе Илиеску, получившем образование в Советском Союзе и прекрасно владеющем русским языком, что впоследствии, когда он и возглавил страну, дало дополнительный повод говорить о "руке Москвы" в "рождественской революции".
И наконец основное, без чего не вспыхнуло бы пламя гнева в Бухаресте, - кровавые события в Тимишоаре, переросшие в народные волнения в столице, которые и поставили точку в карьере и жизни четы Чаушеску. Не сходившие в тот период с экранов телевизоров всего мира кадры пестрели телами мирных жителей, погибших якобы в столкновениях с агентами "Секуритате". Кто-то и в самом деле пал от рук сотрудников охранки Чаушеску. Но таких были единицы, полагают создатели документальной ленты. Основная же масса трупов доставлялась из окрестных моргов, где всегда имелись в избытке тела умерших своей смертью людей, чаще всего неопознанных.
Об этой стороне тимишоарского кровопролития мало кто знал, зато кадры "телехроники" делали свое дело, приближая и оправдывая бухарестские события, завершившиеся низвержением коммунистического вождя и поспешным его расстрелом.
Румынские газеты, по-разному, в общем-то, оценивая фильм немецких документалистов, сходятся все же во мнении, что он проливает свет на многие "белые" пятна. Прежде всего потому, что приводит свидетельства непосредственных организаторов свержения диктаторского режима, подтверждая документально многие догадки и предположения. И все же говорить о полной прозрачности случившегося пятнадцать лет назад пока не приходится.