04 декабря 2016г.
МОСКВА 
-10...-12°C
ПРОБКИ
1
БАЛЛ
КУРСЫ   $ 64.15   € 68.47
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

ГОСПРЕМИЯ ЗА ВЫСЛУГУ ЛЕТ

Бадаева Евгения
Опубликовано 01:01 27 Марта 2004г.
Еще месяц смогут москвичи "осваивать" выставку произведений изобразительного искусства, выдвинутых на соискание Государственной премии Российской Федерации за 2003 год.

К несомненным достоинствам экспозиции, открывшейся в новом здании Третьяковской галереи на Крымском валу, следует отнести ее компактность. Отборочная комиссия постаралась на славу: из многих десятков соискателей до нынешнего "публичного" этапа ею допущены лишь десять художников.
Правда, о том, что премия - всероссийская, а не столично-тусовочная, можно догадаться лишь по малой части представленных здесь работ. Собственно провинцию представляет вологодский ветеран - 82-летний Владимир Корбаков, чьи мастеровитые полотна из цикла "Мое Отечество. Традиции и люди" несколько удивили стилистической пестротой, от реминисценций "классического" соцреализма с его нарочито брутальным мазком до шагаловских, как мне показалось, мотивов. Поближе к столицам переносит нас камерный петербургский лирик Герман Егошин, под кистью которого окрестности его города предстают неожиданно-солнечными, красочными, словно перед нами не болотистый и туманный северо-запад Руси, а какой-нибудь юг Франции. Еще ближе к сердцу Родины осетинский (по месту жительства давно московский) скульптор Лазарь Гадаев с его серией библейских сюжетов, интересной, как показалось, не столько свежестью и глубиной, сколько внешней колоритностью бронзовых фигур, носящих антропологические признаки "лиц кавказской национальности".
Остальное - сплошь москвичи. Впрочем, 74-летний уроженец столицы Михаил Рогинский с 1978 года живет в Париже. И с удивительным упорством продолжает писать ту Россию, которую покинул четверть века назад, - страну бесконечных очередей, безликих толп, бескрасочных городов. А чтобы мрачная ретро-ирония художника была явственнее, он прямо на полотнах крупными буквами пишет в стиле бодрых репортажей из советских газет: "Днем на улицах всегда много народу", "Несмотря на обильный снег, движение не прерывается"... Остроумно, хотя не покидает ощущение, что художник в своем французском затворничестве давно оторвался от реалий, которыми живет его родная страна.
Зато прием - "слово на полотне" - подхватывает и интересно использует Олег Ланг - кстати, один из немногих относительно "молодых" выдвиженцев (ему "всего" 54). Его огромные композиции, цепко "хватающие глаз" химически яркими пятнами красок, воссоздают атмосферу задворок современного мегаполиса: уродливо, но по-своему живописно размалеванные заборы, нарочито неумелые "наскальные изображения" людей, животных. И тут же через все полотно - длинная цитата откуда-то из Кафки, и тут же - коллаж: куски мешков из-под почтовых посылок с русскими именами, написанными чужими буквами, - символ неприкаянности поколения, для которого вся жизнь - скитания, весь мир - чужбина...
Рядом с этими декларативно-авангардными произведениями работы самого молодого, 42-летнего участника выставки Валерия Кошлякова выглядят настоящим манифестом современного академиста - тоже гигантские, тоже выполненные в почти графической манере, они деловито-сухо перепевают мотивы из "Афинской школы" Рафаэля и других хрестоматийных шедевров.
Наибольшее же впечатление на автора этих строк произвели картины 76-летнего Иллариона Голицына. На этих полотнах, напоминающих театральные декорации с их экспрессией крупных красочных пятен и плоскостей, парадоксально сочетаются образы современности и отголоски былого. Художник - говорят, отпрыск древнего княжеского рода - изобразил знаменитый дом-коммуну в Новогирееве, одном из спальных районов Москвы, где когда-то работал Владимир Фаворский, а нынче живет сам Илларион Владимирович: типовые стены неожиданно оживлены старинными портретами, семейные маскарады в духе XVIII века по-своему восстанавливают разорванную связь времен...
Интересен цикл офортов Александра Суворова "Старые дома", где без лишней детализации, но выпукло и символично запечатлены то кусок облупившейся стены, то замусоренный лестничный проем, то фигурная деревянная дверь обреченного на снос жилища... К этому циклу примыкает по смыслу триптих фотографий Игоря Пальмина "Особняки Москвы". Но вообще фотоотдел выставки разочаровал. Его основную часть составили многочисленные работы Льва Мелихова, конечно, ценные тем, что запечатлели Булата Окуджаву, Василия Аксенова и других известных людей. Но, кроме документальности, особых художественных достоинств здесь не увиделось. А мелиховские пейзажи Москвы вовсе показались слишком банальными...
Итак, итожу. Судя по выставке, чтобы получить заветную Государственную премию, российский художник должен: а) жить желательно в столице, б) родиться лет этак 65 - 70 назад (средний возраст участников экспозиции). Отражает ли такая система приоритетов реальную картину творчества в нашей необъятной, богатой талантами стране?


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников