Услышать, как целуются иномарки

Мелодии Би-2 подчеркивались, но иногда и глушились симфоническим оркестром

Группа Би-2 провела два симфонических концерта в Кремле. Эмоциональная реакция, испытанная корреспондентом «Труда», нарастала от осторожно-уважительного внимания в начале до полного улета с магнетическими мелодиями и богатыми аранжировками в конце – даже несмотря на то, не всегда тексты в удовлетворительной сохранности долетали до ушей слушателей.

Би-2 – одна из первых наших рок-команд, подхвативших мировой тренд симфонизации, который выдвинут наиболее интеллигентными представителями рок-сцены, вроде Стинга. Сперва группа наладила отношения с оркестром МВД. Затем включила в свою орбиту и другие коллективы, в том числе чешский оркестр Metropolitan. И вот теперь в этот круг вошел оркестр «Русская филармония», один из наиболее известных московских симфонических ансамблей. Притом во всех случаях за пультом стоял дирижер Феликс Арановский, с которым команда начала сотрудничать еще в 2003 году.

Симфонический звук отлично ложится на песни Би-2, которые сами по себе далеко выходят за рамки обычной трехкуплетной структуры. «Шар земной», «Последний герой», «Реки любви», «Забрали в армию», «Моя любовь» и другие вещи, прозвучавшие на концерте – все это композиции с достаточно широкой драматургией. Аранжировщики Геннадий Корнилов и Сергей Гаврилов чутко ей следуют, «вытягивая» особенно мощные кульминации в таких вещах, как Bowie или «Компромисс». А в «Моем рок-н-ролле» доходит до целой оркестровой части, которая вполне потянула бы на эффектный разработочной эпизод в хорошей симфонии. Притом могучая оркестровая «стена» оставляет окошки и для родных музыкантов Би-2 – например, для барабанщика Бориса Лифшица, получившего свой звонкий «бенефис» в том же Bowie.

Дуэт Тины и Шуры не только хорошо звучал, но и приятно смотрелся на большом экране

Дополнительные краски и объем партитуре вечера придало участие гостей – Тины Кузнецовой с ее мощным универсальным – джазовым, роковым, классическим, каким хотите – вокалом («Безвоздушная тревога», «Лайки», «Шамбала», «Три сантиметра над землей» …) и Ренарсом Кауперсом, умудрившимся придать некоторым вещам – например, «Ты не один» – фирменный «буржуазный» рижский блеск.

Но, конечно, центром притяжения глаз и слуха были сами участники вокального дуэта Би-2. Лева, как всегда, ворожил своим гипнотическим баритоном и повадками готового к прыжку леопарда – даром что на сцену солисты вышли в строгих костюмах с бабочкой. А Шура оттенял его медленный драйв простой задушевностью и философской грустью интонаций. Особое внимание приковали к себе, естественно, новые песни. Их в программу попало не очень много, поскольку ее идея, как мы уже поняли, заключалась в другом, – но тем не менее они были. Это хрупкая, тонкая вещь «Птица на подоконнике» («Этот город слишком мал для твоей любви») из коллективного рок-проекта памяти поэта Ильи Кормильцева к 10-летию его смерти. Это – робко-речитативная «Тише и тише» с участием Тины Кузнецовой из недавнего кинофильма «Клинч», скорее прикладная по характеру, но отлично служащая элегической разрядкой, необходимой между искрящими внутренней энергией «собственно песнями» Би-2. И это «Кого ты ждешь» с той же Тиной – очень красивая грустно-сладкая мелодия, про которую Шура сказал, что ее аранжировали лет 10 назад и почему-то забыли, а теперь вот исправляют несправедливость.

Лева поделился грустью «Твоих глаз» с дирижером Феликсом Арановским

Публика, заполнившая под завязку Государственный Кремлевский дворец, принимала все эти лирические тонкости с преданным вниманием, в самые проникновенные моменты качала светящимися телефонами, но под конец из зала стали доноситься все более настойчивые призывы: «Полковника» давай! И артисты не обманули ожидания – выдали на бис и «Полковника», и «Твои глаза», и «Серебро».

Не могу удержаться от нескольких замечаний. Так, ритм концерта, показалось, слишком уж долго раскачивался на какой-то преамбульной эпической вялости. Понимаю, публика на 90 процентов – фанатская, и все же можно было не так испытывать ее терпение на долгих паузах между песнями. Вообще – ощущение, что о режиссуре концерта подумали в последнюю очередь. Хотя бабочки на костюмах солистов – по-моему, все-таки не повод для превращения его в тяжеловесно-академическую сюиту арий и дуэтов, не оживленную практически никаким сценическим действием. Конечно, само появление на сцене солистов и гостей – событие. Но как ужасно одели красавицу Тину, в какой-то немыслимо советский красно-белый костюм ее упаковали – впору вести программу «Время» 30-летней давности.

Во втором отделении дело пошло живее. Помогла и видеоинсталляция, в такой вещи, как «Сердце», достигшая своей кульминации (автор этой заметки даже обозвал ее для себя «историей любви виолончеловека и валторножки» – по ассоциациям, которые навеяли анимационные химеры, страдавшие по разные стороны громадного экрана). А главное, песни все более и более связывались в единый поток, эмоциональный градус которого могуче нарастал. Когда закончились бисы, не верилось – неужели это все? Мне кажется, зал был готов слушать и дальше. Хотя к тому моменту прошло 2 часа 40 минут чистого звучания музыки.

Та самая «валторножка», что страдает по своему «виолончеловеку». К сожалению, он рассыпался так быстро, что сфотографировать его не удалось

Вот только еще одно пожелание: сохранив роскошь аранжировок – попробовать чуть-чуть проредить их, позволив выйти на первый план голосам. Все-таки частенько они тонули в пусть шикарном, но все же грохоте инструментальной массы. А ведь Би-2 – это замечательные мелодии и тонкие стихи. Не всегда: в той же «Кого ты ждешь» есть и изумительные строчки («Тебя дожди учили ждать»), и сомнительные («И кто хранит тебя с небес, не знаю, ангел или бес» – с каких это пор бесы стали обитать на небесах?). Но «Скользкие улицы,/ Иномарки целуются,/ Помятые крылья/ Несчастной любви» или «Тише, души на крыше медленно дышат перед прыжком» – настоящая поэзия, которую хочется не угадывать, а слышать. Желание, которое не вполне осуществилось для публики нынешних кремлевских вечеров Би-2 – но его еще можно реализовать для тех тысяч зрителей, что придут на следующий симфонический концерт группы 2 июня в Санкт-Петербурге. И на другие ее выступления в начинающемся большом туре по городам России и Израиля.