До малых ли тут театров...

Фото: © АГН Москва, globallookpress.com

В последние годы театры из глубинки все увереннее соперничают со столичными коллегами


В последний момент, прежде чем прерваться на карантин, «Золотая маска» успела собрать в Москве руководителей театров малых городов. «Какие, к черту малые театры, смотрите в окно!» — воскликнете вы. Однако коронавирус рано или поздно уйдет, а из малых городов состоит глубинная Россия. И там зачастую ничего культурного, кроме зала на сотню мест и скрипучей, зато любимой сцены, нет.

Между тем в последние годы театры из глубинки все увереннее соперничают со столичными коллегами на той же «Золотой маске». Вот и в этом году спектакль «Мертвые души» театра «Поиск» из города Лесосибирска Красноярского края претендовал на главную национальную премию аж в трех номинациях. Собственно, продолжает претендовать — смотр не отменен, а лишь прерван. А в этом театре, между прочим, всего 20 штатных единиц и 11 актерских ставок! Вот и приходится в бессмертной гоголевской классике каждому играть по несколько ролей.

Театр рассчитан на 90 мест, но благодарные зрители Лесосибирска пишут о нем в интернете: «Одна из чудесных, творческих, светлых городских примет». Как сетует Олег Ермолаев, худрук и актер по совместительству, им бы еще силенок в штат добавить...

Такие театры, судя по зрительским отзывам в соцсетях, — предмет особой гордости жителей: творческий очаг и делает из жилого массива город. И эти коллективы, представьте, получают приглашения на самые престижные фестивали, в том числе и международные. А все потому, что в них отражена живая жизнь. Так, в список самых заметных премьер «Золотой маски» −2018 вошел спектакль «Я есть!» Няганского ТЮЗа. Его создали на основе нескольких пьес, написанных местными школьниками, участниками драматургической лаборатории. Чаяния нынешних подростков сегодня — терра инкогнита, кинематограф от этой темы почти отвернулся, да и литература не жалует. А в конце прошлого года на ХVII Фестивале театров малых городов в Камышине несколько премий получил другой спектакль о современности — «Просто так (история одного детского сада)» — постановка знакомого уже нам лесосибирского театра.

Во многих театрах малых городов проводятся музыкальные и поэтические вечера, идут спектакли для взрослых и детей, работают студии для школьников. Посетителям не дают забыть о своих корнях. Например, в Коми-Пермяцком драматическом театре имени Горького есть спектакли об этом северном народе, идущие на его языке. Надо ли доказывать, как это здорово и важно?

Успела я в этот раз в Москве наслушаться и жалоб театральных директоров на наболевшее. Порой слепота и глухота чиновников от культуры изумляют. Например, те требуют повысить посещаемость театров на 15%, а ведь население подопечных городов с каждым годом уменьшается. Много сложностей и с подготовкой кадров. Директор ТЮЗа из Нягани Ханты-Мансийского автономного округа Анастасия Постникова рассказала, что на курсы повышения квалификации по одной из программ их работникам предлагали лететь... во Владивосток! Дорогу и проживание на другом конце континента должен оплачивать театр, которому на жизнь дома-то едва хватает денег.

Худрук Новороссийского муниципального драматического театра Евгений Кушпель поведал: двое его студийцев прошли по конкурсу в актерский вуз, но учиться не смогли: 250 тысяч рублей в год для их родителей — сумма неподъемная. Кстати, этот театр еще шесть лет назад из народного дорос до муниципального. Перед этим десятки лет в его стенах люди играли бесплатно в спектаклях, на которые хорошо продавались билеты. Что мешает оформить их в штат и дать ставки? Но нет: подавай для этого театральный диплом! Юрий Деточкин прослезился бы. Немудрено, что во многих провинциальных театрах не диво 55-летние Джульетты.

Или вот еще одна гримаса бюрократии: экономя на ставках, всю театральную бухгалтерию перевели в краевой центр, и чтобы, скажем, предъявить или забрать трудовую книжку, работникам Кудымкарского театра приходится ездить за 200 км в Пермь...

Робкую надежду на то, что о театрах малых городов кто-то заботится, дала встреча с депутатом Госдумы Ольгой Казаковой. И она, и гендиректор «Золотой маски» Мария Ревякина призвали участников круглого стола громче говорить о своих бедах. Хотя у актеров с голосом проблем нет. Проблема в том, что их не слышат.

Комментарии для сайта Cackle

Японцы выбрали самых красивых россиянок. Первое место заняла Мария Шарапова. Вы согласны с этим выбором?