Не чешите ухо за рулем

В России сложилась карательная система фиксации ПДД, ориентированная на вынесение максимального количества постановлений в единицу времени. Фото: Moscow-Live.ru

В МВД сообщили об испытаниях программы, которая «научит» радары распознавать не пристегнувших ремень безопасности или говоривших за рулем по телефону


Блюстители правил дорожного движения не устают изобретать все новые штрафы для водителей. В МВД сообщили о завершении испытаний программного обеспечения, которое «научит» радарные комплексы распознавать тех, кто забыл пристегнуть ремень безопасности или ответил на звонок по мобильному телефону. Между тем эксперты уверены, что новые функции камер фиксации нарушений ПДД умножат число ошибок и обернутся головной болью для законопослушных водителей.

Следить за ремнями и телефонами поручено все тем же комплексам «Стрелка», уже знакомым нашим людям за рулем. Происходить все будет так: камера снимает автомобиль, затем следует автоматический анализ изображения. Cистема усмотрит на картинке нарушение — и вот она, штрафная квитанция в вашем почтовом ящике. Быстро, ловко и без участия инспектора с полосатым жезлом.

Но вся эта придумка грозит обернуться несправедливостью и обдираловкой. На практике водителю достаточно в какой-то момент снять руку с руля и поднести ее к голове — и бесстрастная камера сочтет это за грех, достойный наказания рублем. Водитель просто поправил зеркало заднего вида или почесал ухо, но поди потом докажи, что не верблюд. Штраф будет выписан, потому что программа видит то, что ее учили видеть.

Чтобы исключить ошибки, должны удачно сложиться несколько обстоятельств: ракурс, расстояние между камерой и автомобилем, чистое лобовое стекло... Снимки получаются четче и объемнее со вспышкой, но это требует затрат на дооборудование комплексов фотофиксации и вредит безопасности движения — может ослепить водителя.

С ремнями безопасности тоже надо бы разобраться. Если на водителе светлая майка или куртка, проблем с определением нарушения не возникнет. А если камере предложат в сумерках разглядеть темный ремень на черной майке через разводы на лобовом стекле? Эксперты считают, что количество спорных ситуаций по таким постановлениям побьет рекорды. Учитывая, в какую каторгу превращается попытка доказать свою правоту в случае несогласия с «автоматическим» постановлением, можно заранее схватиться за голову и не отпускать ее даже за рулем.

Автоюрист Сергей РАДЬКО уверен, что выстроенная на основе использования камер фотофиксации система в принципе не может гарантировать объективность при вынесении постановлений о нарушении ПДД:

— В России сложилась карательная система фиксации ПДД, ориентированная на вынесение максимального количества постановлений в единицу времени. На оформление каждого штрафа уходит несколько секунд. Показания камер никто не проверяет, не оценивает их критически. На каждом протоколе можно найти фамилию и имя инспектора, якобы исследовавшего материал, полученный с комплекса автоматической фиксации нарушений, но на самом деле никакой реальной работы этот человек не проводил.

Отсюда и рекорды, претендующие на место в Книге Гиннесса. Из документов, выходящих за подписями инспекторов с пугающей регулярностью, следует, что маршрутные такси способны двигаться со скоростью 230 км в час, а штрафы выписываются на автомобили, перемещающиеся по городу на эвакуаторе. При этом инспектор избавлен от ответственности за свои действия. Зато фотография, сделанная подслеповатым комплексом, оставляет слишком мало шансов водителю доказательно обжаловать штраф. В системе, где действует принцип непогрешимости технических возможностей камеры, сделать это практически невозможно.

Единственный выход в такой ситуации — отказываться от фотофиксации нарушений ПДД и перейти к видеофиксации. При прочих равных даже пятисекундные ролики будут информативнее и достовернее, чем любая фотография.

 



Должна ли Россия помогать Италии в борьбе с тяжелейшей эпидемией, отправляя туда своих врачей и оборудование?