Подзамочные истории литературы

Литературный обзор

Книги о писателях и поэтах неизменно вызывают повышенный интерес читающей публики: кому не хочется заглянуть на писательскую кухню или еще дальше, в замочную скважину? Так уж устроен человек... Впрочем, литературный мир и без этого драматичен, интересен и познавателен. Можно и не подглядывать, а вглядываться, вслушиваться. Именно о таких книгах мы сегодня и поговорим.

Юрий Левинг «Поэзия в мертвой петле. Мандельштам и авиация»

Книга эта необычно проиллюстрирована и содержанием отличается от подобных трудов-исследований: в ней вы найдете детальный разбор стихотворения Осипа Мандельштама «Не мучнистой бабочкою белой...», датированного 1935-1936 годами. Согласитесь, не так уж много книг посвящается одному стихотворению, а здесь именно такой случай.

Юрий Левинг, признанный эксперт по поэтике русского урбанизма, помещает стихо-творение Мандельштама о гибели летчиков-испытателей в широкий историко-культурный и биографический контекст. Во второй части книги авиационная тема в поэзии рассмотрена и на примерах современников Осипа Мандельштама. О скрупулезности исследования можно судить хотя бы потому, что проанализированы даже эротические подтексты двух советских авиационных антологий — «Лёт» (1923) и «Сталинские соколы» (1939).

В общем, вас ждет занимательное чтение, местами детективное, в котором вы наверняка найдете что-то новое для себя — даже если вы далеки от авиации.

Майя Кучерская «Лесков: Прозёванный гений»

Николай Лесков всегда, во все эпохи, остается одним из самых интересных и загадочных, но не самых читаемых классиков отечественной литературы. Об этом противоречии думали и писали многие. Вот и такой вдумчивый автор, как Майя Кучерская, взялась исследовать его творчество и жизнь в серии «Жизнь замечательных людей». Название книги «Прозёванный гений» взято из стихотворения Игоря Северянина «На закате», целиком приведенного на задней обложке вместо аннотации: «Есть ли кто деликатней, / Чем любовным вниманьем воскрешенный Лесков?»

У Майи Кучерской вы не найдете свойственной многим исследованиям комплиментарности. Она стремится показать нам Лескова таким, каким он был, как выглядел в глазах современников: обидчивый, своенравный, талантливый, комплексующий, жаждущий признания. Автор подстраивается под манеру Лескова и вплетает его строки в свое повествование с таким изяществом, что мы уже и сами начинаем теряться: где тут Лесков, а где Кучерская, которая смеется над нами и задает загадки. И при этом учтите: это не беллетристика, а научная монография.

Дина Рубина «Одинокий пишущий человек»

Вообще-то это книга про то, как пишутся книги. Но не только про это. Как обычно у этого автора бывает, с лукавой усмешкой и с обезоруживающей откровенностью Дина Рубина касается такого количества тем, что поневоле удивляешься, как все это вместилось под одной обложкой. «Одинокий пишущий человек» вовсе не пособие для начинающих литераторов и не автобиография. Это пронзительная и подчас шокирующая исповедь человека, дело жизни которого — «сочинение разных историй».

Рубина не боится обнажить внутренний мир писателя, вытащить на свет загадку. Она экспериментирует не только с читателем, но и прежде всего с собой в поисках ответа, насколько «одинокий пишущий человек» готов обнажить душу и как далеко зайти в этом процессе. Эксперимент необычный и трудный, зато действительно дающий нам возможность увидеть сокровенное из того, что сам писатель готов показать.