Рыбопромышленники бьют тревогу по поводу резкого падения добычи осетровых у северных берегов Каспия. За последние 20 лет их вылов сократился аж в 15 раз.
В 1980 году Россия в дельте Волги добывала 12 тысяч тонн осетрины, поставляла на экспорт более 1000 тонн черной икры. В прошлом году улов был 400 тонн, а экспорт черной икры сократился до 45 тонн. В то же время практически на всех рынках страны можно купить осетрину и икру. Парадокс?
Недавно рыбопромышленные компании России обратились в правительство с требованием ввести государственную монополию на вылов осетровых, производство и реализацию черной икры. Они также призывают ввести мораторий на промышленную добычу этой рыбы на Каспии..
Комментируя по просьбе "Труда" эту инициативу, руководитель отдела производства и сбыта Госкомрыболовства Виталий Корчинский подчеркнул, что о госмонополии в прямом смысле слова речь не идет. На недавнем совещании в Астрахани, которое проводил премьер Михаил Касьянов, обсуждался "вопрос об упорядочении оборота рыбной продукции". Эту туманную формулировку истолковать можно как попытку перекрыть каналы "утечки" осетрины и икры за рубеж. Тем более что поручение премьера новому руководству Госкомрыболовства предусматривает подготовку в течение пяти месяцев комплекса эффективных мер по борьбе с браконьерством.
Одностороннее решение о введении моратория на вылов осетровых, считает зам. председателя Госкомрыболовства Владимир Измайлов, эффекта вообще не даст. Россия сегодня является основным поставщиком "левой" черной икры. Если завтра мы прекратим легальный промысел, то этот поток только вырастет.
Трудно сказать, какой комплекс мер борьбы с браконьерством предложит правительству Госкомрыболовство через пять месяцев. Пока что применяется лишь одна мера - карательная. С нынешнего года в Астрахани действует специально созданный пограничный отряд. Одной из задач его является оказание помощи Северо-Каспийской государственной морской инспекции в защите морских биоресурсов от браконьеров.
Перед осетровым нерестом я был в этом отряде, беседовал с пограничниками. Все они признают, что браконьеры технически оснащены гораздо лучше защитников природных богатств. "Наш типовой сторожевик не способен догнать в море быстроходный катер, который используют браконьеры", - говорил командир этого корабля Сергей Богдасаров.
Ярославские судостроители прислали пограничникам для испытаний новый катер на воздушной подушке "Чилим". По оценке мичмана Александра Гуменюка, судно прекрасное - идет по мелководью и по зарослям камыша, при этом развивает скорость до 40 узлов в час. Однако цена озадачила пограничников - 20 млн. рублей. Правда, если учесть, что государство теряет от браконьерства десятки миллионов - не рублей, а долларов, - то цена "Чилима" не кажется слишком высокой. Но кто же у нас так считает?