КАЗАЛОСЬ УТОПИЕЙ, ОКАЗАЛОСЬ РЕАЛЬНОСТЬЮ

Когда в 80-х годах Краснодарский станкостроительный завод имени Седина одним из первых среди

Когда в 80-х годах Краснодарский станкостроительный завод имени Седина одним из первых среди предприятий страны прорвал "железный занавес", наведя мосты совместного предпринимательства с западногерманской фирмой "Шисс", шуму было много. Первые робкие шаги по пути интеграции в мировую экономику вызвали неоднозначные оценки, от восторженного: "Браво!" - до уничижительного: "Продались буржуазии".
- Что, действительно "продались"? - спрашиваю у генерального директора международного акционерного общества (МАО) "Седин" Игоря Соболева.
- Тогда многие действительно так и считали. На самом же деле это был первый опыт интеграции, результатом которого стали создание совместного предприятия "Седин-Шисс" и выпуск современного, конкурентоспособного токарно-карусельного станка. Перед нами открывались прекрасные перспективы сотрудничества, но...
Соболев показал мне график экономического состояния предприятия за последние годы. Он напоминал огромную воронку в разрезе: крутой спад, "мертвая точка", медленный, но вполне очевидный подъем (Господи, не сглазить бы!). Но что самое поразительное - даже в самые трудные времена с завода отгружались станки на Запад, и был заложен сверхсовременный обрабатывающий центр "Вертимастер VMG-32".
Об этом по-настоящему уникальном станке с особой гордостью говорят и в МАО "Седин" в России, и на фирме "Шисс" в Германии.
Генеральный директор ЗАО "Станкозавод" Александр Коновалов, где вместе с новым тысячелетием в муках рождался "Вертимастер", назвал его агрегатом будущего. В нем полностью изменена "идеология" карусельного станкостроения: когда относительно детали перемещается металлообрабатывающий инструмент, а не наоборот, как было раньше. До предела упрощена кинематическая схема. В станке задействовано всего 4 пары шестерней, тогда как в прежней модификации их было около сотни. Зато за счет инструментального портала число операций возросло многократно, вплоть до закалки деталей. И что немаловажно - контроль за качеством осуществляет электронный мозг агрегата.
Перед пробным запуском станка на "Седине" объявилась еще одна комиссия, чтобы отследить, не "продался" ли завод в очередной раз заграничным буржуям. Проверяли долго и скрупулезно. Вывод: основные мощности и специализация сохранены, интеллектуальный потенциал тоже.
А в Германию тем временем выехал в командировку слесарь механосборочных работ Александр Птицын. Недавно он сообщил отцу Андрею Григорьевичу, участвовавшему в создании "Вертимастера-2000", что начал его монтаж на одном из предприятий Штасфурта. Жаль, конечно. что пока не в Краснодаре. Но, думается, ждать этого уже недолго.