РАВНЫЙ СРЕДИ ЛУЧШИХ -

В числе двадцати промышленных предприятий России, удостоенных в апреле престижной премии "Российский Национальный Олимп", учредителями которого являются правительство РФ, Российская академия наук, Торгово-промышленная палата РФ и Российский союз промышленников и предпринимателей, оказался и провинциальный Арзамасский приборостроительный завод. О том, как удалось расположенному в российской глубинке предприятию в условиях нестабильной национальной экономики не только выстоять, но и стать "равным среди лучших", рассказывает генеральный директор Юрий Старцев.

- Хотя наш завод изначально создавался для нужд оборонной промышленности, в частности, авиастроения, постепенно осваивался и выпуск мирной продукции - так называемых товаров народного потребления. Естественно, с учетом специфики предприятия. Так, популярные в свое время стереомагнитолы и стереомагнитофоны "Легенда" отличались поистине легендарной надежностью. Такая двойная ориентация на рынок во многом помогла предприятию выжить в условиях не всегда продуманного реформирования отечественной промышленности. И сегодня ни один управляемый летательный аппарат не обходится без приборов нашего завода, однако продукция "оборонки" не превышает сорока процентов в общем объеме производства.
Благодаря гибкой маркетинговой политике мы заранее сориентировались на то, что в стране, если мы идем к рынку, рано или поздно вынуждены будут строго учитывать расход газа, тепловой энергии, холодной и горячей воды и многое другое. А это означает, что возникнет потребность в приборах учета энергоресурсов. И вот, когда у нас все-таки началась реформа жилищно-коммунального хозяйства, завод оказался в предпочтительном положении по сравнению со своими основными конкурентами. Сейчас мы даже не поспеваем за рынком, портфель заказов формируется заранее, порой за год. Завод вышел в явные лидеры по разработке и выпуску измерительных систем самого различного назначения. Это всевозможные расходомеры, счетчики газа, тепла и воды - все то, что востребовано в ЖКХ. В частности, солидный заказ поступил от правительства Москвы, где реализуется серьезная программа ресурсосбережения. Ведь не секрет, что до шестидесяти пяти процентов средств из местных бюджетов уходит на коммунальные услуги. Отсюда и проблемы с зарплатой.
Своевременно вышли мы и на рынок создания приборов, обеспечивающих безопасность эксплуатации крановой техники. Мы всегда выпускали и выпускаем датчики линейного ускорения и угловой скорости для летательных аппаратов. На их базе и создали приборы, обеспечивающие безопасную работу кранов, включая так называемые "черные ящики". Если превышены предельная нагрузка, скорость перемещения груза и другие технические параметры, включая силу ветра, механизм блокируется автоматически. А в случае, если все-таки произойдет авария, приборы четко определят ее причину. Гостехнадзор РФ рекомендовал нашу систему безопасности как обязательную и для новой техники, и для той, которая уже эксплуатируется.
Освоено также производство широкого спектра медицинского оборудования. В лучших клиниках страны широко используются наши аппараты озонотерапии, эхотомоскопы, биоэлектрические стимуляторы, анализаторы иммунодефицита, не имеющие аналога в мировой практике, а также системы экспресс-диагностики онкологических и сопутствующих им заболеваний. Не уступают по качеству лучшим мировым аналогам выпускаемые заводом стоматологические наконечники, с помощью которых удается максимально избежать неприятных ощущений при лечении зубов.
Всего и не перечислить. Но главное отличие наших приборов - не только высокое качество, но и гораздо меньшая их стоимость по сравнению с аналогами, выпускаемыми зарубежными фирмами.
- Если я вас верно понял, у завода нет проблем ни с загрузкой мощностей, с реализацией продукции, в то время как многие предприятия оборонных отраслей в результате многолетнего реформирования до сих пор не могут расправить плечи?
- Это действительно так. Сегодня производственные мощности у нас уже используются на 160 процентов. Мы, повторюсь, не успеваем за потребностями рынка. В какой-то степени помогает сотрудничество с зарубежными партнерами - в частности, с дочерними фирмами такой крупной компании, как "Рургаз". Создано совместное предприятие "Газэлектроника", которое реализует самые современные разработки, используя немецкое оборудование. Хотя СП существует всего три года, оно уже получило первую прибыль.
- Юрий Павлович, судя по вашим словам, на заводе тишь да гладь. Все идет как по маслу, лучше не бывает...
- Ну что вы! Это обманчивое впечатление. Работать нам приходится в сложнейших условиях, вызванных не столько довольно жестокой конкуренцией на рынке, насколько несовершенством российского законодательства, прежде всего налоговой системы, непредсказуемостью экономической политики государства.
Никаких америк я не открываю. Вот только один пример. Несколько лет назад многие предприятия Нижегородской области охотно брали кредиты Еврозайма. В их числе были и такие дотоле устойчиво работающие, как Арзамасская кондитерская фабрика, Павловский автобусный завод. Заемные средства они потратили на развитие производства. Все шло нормально до августовского дефолта 1998 года, когда сумма задолженности в одночасье возросла в три с половиной раза. А поскольку вовремя рассчитаться никто не мог, банки стали начислять штрафы и пени. Встать на ноги эти предприятия не могут до сих пор.
Мы на такие эксперименты не пошли, хотя средства на развитие производства крайне необходимы. В мае заводу исполняется 45 лет, и многое оборудование эксплуатируется десятилетиями. Оно устарело, как говорится, и морально, и физически, хотя когда-то это были чуть ли не лучшие в мире станки. Теперь это уже прошлый век и в прямом, и в переносном смысле слова. Тем не менее кредитами завод пользуется только в случае крайней необходимости, да и то лишь краткосрочными. Причины я уже попытался объяснить. Пусть звучит не очень современно, но мы предпочитаем опираться на собственные силы и обновлять производство прежде всего за счет прибыли. Пока - получается. Если три года назад на эти цели было затрачено $2,5 миллиона, то в 2001 году - уже $5,5 миллиона, а в нынешнем, я надеюсь, эта цифра достигнет $6-8 миллионов. Что это дает? Прежде всего качество. Что же касается производительности труда, то после замены оборудования в базовых цехах она возросла в пять-десять раз.
- Вы упомянули о предстоящем юбилее завода. С каким настроением встречает его коллектив?
- С хорошим. Уместно напомнить, что завод является градообразующим и от того, как идут здесь дела, зависит благосостояние жителей всего Арзамаса. Средняя зарплата у нас - около пяти тысяч рублей в месяц. Что и говорить, маловато, но для российской глубинки, согласитесь, не так уж плохо. Кроме того, передав городу жилищно-коммунальное хозяйство, мы сохранили за собой Дом культуры, профилакторий, детский оздоровительный лагерь на тысячу мест, базу отдыха в Алупке, оборудованную самой современной аппаратурой медсанчасть. И не случайно в отделе кадров у нас очередь желающих работать на предприятии. Однако всех принять, увы, не можем. Важно, что люди стали дорожить своими рабочими местами.
Наш завод не имеет задолженности ни по налогам, ни во внебюджетные фонды. А это означает, что приборостроители солидно пополняют и городской, и областной бюджеты. Мне приятно сообщить, что месяц назад предприятию вручено "Свидетельство добросовестного налогоплательщика Нижегородской области".
- У многих сейчас на слуху послание президента РФ Владимира Путина Федеральному Собранию. Что лично вам импонирует в этом документе?
- Мне нравится, что президент России дал добро на развитие малого и среднего бизнеса. Насколько я знаю, в Германии такие предприятия производят 60 процентов национального продукта, в Японии - 70, в США - все 80 процентов. Это не случайно. Крупные фирмы призваны решать лишь глобальные проблемы, той же обороны, к примеру. А основу экономики развитых стран составляет малый бизнес, ибо именно он более гибко реагирует на изменение той же конъюнктуры рынка - я имею в виду тех, кто занимается производством. Разумно было бы освободить такие предприятия на два-три года от всех налогов. Потом они сами понесут денежки в бюджет. Не хотелось бы, чтобы чиновники разных мастей свели на нет, как это часто у нас бывает, толковую идею президента.
- Вы не могли бы сказать несколько слов о себе?
- А что говорить? Обычная судьба. В 1960 году окончил Казанский авиационный институт. Работал по распределению на Пермском приборном заводе, где через четыре года был назначен главным конструктором. В 1969-м министерство направило в Арзамас, где надо было осваивать серийное производство гироскопических приборов и возникли серьезные проблемы с кадрами. С той поры и живу в этом ставшем родным городе. Генеральным директором стал пятнадцать лет назад. Вот, собственно, и все...
А самое яркое событие в жизни... Еще будучи стажером в Московском институте систем управления, участвовал в подготовке первого околоземного полета Юрия Гагарина.