... В павильон N 4, где представлены 30 лучших школ России, посетители устремляются буквально толпами. То тут, то там раздаются музыка, громкое пение и аплодисменты. Это означает, что очередное учебное заведение начало показывать себя публике с парадной стороны. В роли зазывал выступают старшеклассники с гитарами, гармошками и громкоговорителями. Про центр образования N 18 города Йошкар-Ола (Марий Эл) узнаю, что за последние три года он выпустил 75 золотых и серебряных медалистов, а 250 учащихся стали победителями городских и республиканских конкурсов и олимпиад. Гимназия N 86 Нижнего Тагила (Свердловская область) знаменита сотрудничеством с ЮНЕСКО, а также одаренными детьми, получающими стипендии президента и премии губернатора. Не успеваю подойти к следующей экспозиции, рассказывающей о Новороссийской гимназии N 8, как меня берут в оборот учительница начальных классов Наталья Ковалева и преподаватель английского языка Вячеслав Матвейчук. В руках у них - сложенные веером гимназические буклеты, газета "Парус", фирменные календари... Гимназия N 8 в 2004 году признана лучшей школой Кубани, учебный год в ней делится не на четверти, а на триместры, ребята, кроме английского и немецкого, изучают армянский и греческий языки. А еще им преподают "кубановедение" и учат петь гимн Кубани.
В тридцатке лучших общеобразовательных учебных заведений России есть и сельские. У стенда Карповской средней школы Уренского района (Нижегородская область) можно было наблюдать, как директор Сергей Смирнов вдохновенно агитировал посетителей за ученическое самоуправление. Три школьных разновозрастных республики: "Детвора", "Сорванец" и "Ровесник" имеют единую валюту - "школярики" и общее правительство. Главная персона в школе - президент, которого дети, учителя и родители выбирают тайным голосованием. Сергей Иванович убежден: чем больше детей сызмальства научатся думать по-государственному, тем лучше будет потом государству.