ДЕШЕВОЕ СЕРДЦЕ

Как мошенники наживаются на страданиях людей, нуждающихся в пересадке органов

Здание НИИ трансплантологии и искусственных органов на Щукинской улице, как новогодняя елка игрушками, увешано объявлениями. Тексты шокируют: "Недорого продам почку", "Отдам селезенку задешево" и даже "Сердце по сходной цене, спросить Сергея"... Что же это за люди такие, готовые пожертвовать самым ценным, - жизнью и здоровьем?
С 28-летней Светланой мы встретились около станции метро "Коломенская". Света продает свою почку за 25 тысяч долларов. Для "черного" рынка трансплантологии это обычная цена. Показывает справку о том, что физически здорова, на учете нигде не состоит. Зачем она идет на столь безумный шаг, разъясняет охотно, будто по писаному:
- У меня трое детей, а мужа нет. Мама тяжело болеет - у нее рак. Нужны лекарства. На работе получаю копейки, вот и решилась.
Растроганная рассказом одинокой матери, обещаю завтра же привезти задаток - половину суммы. На ходу сочиняю легенду о тяжело больном родственнике. Света клянется, что больше никому почку не продаст. Но уже через час по тому же телефону обещает не только почку, но и селезенку. Как же бедная Света будет жить без всех этих органов? Или у нее дома целая бригада доноров?
По другому телефону предлагают широкий ассортимент "живого товара": часть желудка, конечности и даже уши.
- Понимаете, - полушепотом рассказывает женский голос на другом конце провода, - за моим мужем идет охота, его хотят убить. Требуют большие деньги. Где их взять? Вот мы с ним и решили продать то, без чего сможем прожить...
Вот что значит любовь! Однако, стоит нам договориться о цене (десять тысяч долларов за руку, 15 - за ногу), как через полчаса торг возобновляется. Но уже с другим покупателем - моей подругой, которая звонит по моей же просьбе.
23-летний Сергей продает... сердце. С молодым самоубийцей встречаемся в метро. Он выглядит веселым и жизнерадостным. Просит за ценный товар пять тысяч долларов, три тысячи - вперед.
- У меня два сердца, - с готовностью поясняет он. - Вот и справка есть.
Вскоре выясняется, что на самом деле у моего нового знакомого сердец даже больше. Пока я собираю нужную сумму, феноменальный юноша раздает обещания сразу трем моим знакомым.
В НИИ трансплантологии лежат люди, которые годами ждут донорского органа, но порой умирают, так ничего и не дождавшись. По закону медики не имеют права использовать для трансплантации органы и ткани недавно умерших людей, если против этого возражают их родственники. В 90 процентов случаев они возражают. Такое обращение с телом любимого человека представляется им кощунством...
- Я никого не хочу судить, - говорит 29-летняя Майя Магомедова. Она лежит в институте почти год, живет только с помощью специальной аппаратуры.- Но умирать не хочется. У меня маленькая дочка, она скучает и каждый день спрашивает, когда я вернусь. Я мечтаю, что почка для меня все же найдется. Лишь бы не опоздать...
Майя показывает дочкины картинки с солнышком и надписью: "Мамочка, я тебя лублу!"
Получить жизненно важный орган порой не удается ни за какие деньги. Каждый сотрудник НИИ может рассказать множество историй о том, как их пациенты становились жертвами мошенников, якобы продающих "запчасти" человеческого тела.
- Все они имеют про запас несколько душещипательных историй о своей жизни, - говорит директор НИИ, академик Валерий Шумаков, - получают большую сумму денег и скрываются. Найти их, как правило, не удается. Да и не до этого тяжело больным людям и их родственникам. Еще страшнее потери денег для них - крушение, может быть, последней надежды.