Не позднее 10 мая сырьевики должны отчитаться за период декабрь - апрель по ряду параметров: объемы добычи сырья, экспорта нефти и нефтепродуктов, стоимость и количество нефти, поставляемой на переработку, уровень отпускных цен нефтеперерабатывающих заводов, оптовых цен сбытовых предприятий, розничных цен на принадлежащих компаниям АЗС, количество заправок в каждом регионе. Отдельно ФАС запросила сведения о динамике цен и объеме нефтепродуктов, реализуемых для сельхозпроизводителей.
В принципе ничего удивительного в таком запросе нет. Обладая такой информацией, федеральная власть сможет наконец проанализировать реальную ситуацию на внутреннем рынке нефтепродуктов. Странно, что раньше эти данные собирались лишь в регионах.
Для нефтяников эта новация вроде бы неприятностями не грозит. Хотя в письме заместителя главы ФАС Анатолия Гомолзина указано, что информация "должна предоставляться с указанием и обоснованием дат изменения цен". Но за прошедшие четыре месяца, вопреки слухам, цены на ГСМ в большинстве регионов даже снижались. Так, средняя по стране цена литра бензина марки Аи-80, зафиксированная Росстатом на 11 апреля, составляла 12,46 руб. (на 21 коп. дешевле, чем 6 декабря), Аи-92 - 14,42 руб. (- 17 коп.), Аи-95 - 15,55 руб. (- 18 коп.). Правда, литр дизтоплива подорожал - до 13,16 рубля. Иная ситуация в столичном регионе, где было отмечено подорожание моторного топлива.
Теперь, однако, у ФАС будут "базовые цифры", опираясь на которые в дальнейшем можно будет спросить любую компанию, поменявшую ценники на АЗС: почему? на каком основании? Знающие люди заметят, что спросить-то легко, а вот запретить нельзя. Правда, можно припугнуть: мол, начнешь жадничать - жди в гости налоговую инспекцию. Или пожарную. Или экологическую. Или земельную. В общем, жди!
Крупным вертикально интегрированным компаниям такая ситуация даже выгодна: они могут временно не повышать розничные цены на бензин и солярку (или даже понизить) для своих АЗС - и одновременно поднять оптовые цены для "сторонних" заправщиков, выживая их с рынка. В итоге и без того монополизированная отрасль будет окончательно "выкуплена" крупнейшими владельцами нефтяных скважин, перерабатывающих заводов и заправочных сетей.
Власти, правда, обещают, что "административный пригляд" за бензиновыми ценами - дело временное, вводится в порядке исключения. Вот, мол, появятся в руках правительства экономические рычаги после принятия закона "О конкуренции" - перейдем к рыночным методам регулирования. Однако, как известно, нет ничего более постоянного, чем временные решения.