07 декабря 2016г.
МОСКВА 
-11...-13°C
ПРОБКИ
3
БАЛЛА
КУРСЫ   $ 63.87   € 68.69
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

ПРАВИТЕЛЬСТВО ПРОСЧИТАЛОСЬ

Головачев Виталий
Опубликовано 01:01 27 Апреля 2005г.
В насыщенном послании президента Владимира Путина Федеральному Собранию определены векторы развития России на ближайший период и долгосрочную перспективу. Откровенно названы болевые точки, в том числе необходимость существенного повышения эффективности государственного управления. Жесткой критике подверглось, в частности, чиновничество, которое "в значительной степени представляет собой замкнутую и подчас просто надменную касту, понимающую государственную службу как разновидность бизнеса". Ясно, что реализация масштабных, имеющих ключевое значение для судеб страны задач будет зависеть в особенности от эффективности работы правительства. Но имеет ли оно для этого сегодня необходимый потенциал?

До сих пор нет четкого ответа на вопрос, почему все-таки правительство допустило в социальной сфере серьезные ошибки, из-за которых люди выходили на улицы?
В правительстве считают, что ничего особенного не произошло: речь, мол, идет всего лишь о неизбежных при проведении реформ "шероховатостях", которые правительством же успешно устраняются. Однако за стенами Белого дома звучит острая критика. "Кабинет министров проявил поразительную некомпетентность, - оценивают независимые эксперты действия правительства, - он бездарно подготовил замену льгот денежными компенсациями и вообще не может просчитывать последствия принимаемых решений хотя бы на шаг вперед". Эта тема стала центральной в нашей беседе с научным руководителем Центра социальных исследований и инноваций, доктором экономических наук, профессором Евгением ГОНТМАХЕРОМ, которому хорошо знакомы коридоры власти. Был заместителем министра, свыше пяти лет руководил департаментом социального развития аппарата правительства, принимал непосредственное участие в подготовке важнейших правительственных и иных документов, касающихся социальной сферы.
- Трудно поверить, что министры, председатель правительства не понимали простых вещей: ущемление в материальном плане отнюдь не богатых россиян, считающих каждый рубль, вызовет в стране волну протестов. Что же, сознательно пошли на обострение социальной ситуации - "авось проскочим"?
- Насколько мне известно, такой жесткой реакции граждан на принятие закона о монетизации льгот правительство не ожидало. Очень далеки высокопоставленные чиновники от народа, плохо представляют, как живут, а точнее, выживают граждане, у которых едва хватает денег на самое необходимое. А таких россиян - десятки миллионов. За толстыми стенами Белого дома - я это с удивлением отмечал, работая в аппарате правительства - царит особая атмосфера: тишина, спокойствие, размеренный ритм... Кажется, ничто не может поколебать устойчивый, стабильный ход государственного корабля. Нужно обладать не только высокими профессиональными качествами, пользоваться независимыми источниками информации (читать письма граждан, знакомиться с результатами социологических опросов, обследований домашних хозяйств), но и - это, может быть, главное - иметь нравственную основу, я бы сказал, морально-гуманитарный императив, внутренний социальный камертон, чтобы не утратить ощущения реальной жизни в стране, особенно в глубинке. Такого внутреннего камертона у большинства нынешних членов правительства, на мой взгляд, нет.
Помнится, в 1992-м молодые реформаторы, приступившие тогда в масштабах страны к "шоковой терапии", по-настоящему боялись социальных потрясений. Постоянно изучали настроения в обществе, обещали гражданам прекращение роста цен в недалеком будущем, разъясняли смысл реформ. Но постепенно становилось очевидно, что предсказания в левой прессе "страшного российского бунта" высосаны из пальца, лимит на революции в стране исчерпан. Народ, конечно, был очень недоволен, прямо сказать, возмущен падением уровня жизни, но тем не менее не хотел - и слава Богу! - смуты, жестоких столкновений. Власти успокоились. И это имело самые негативные последствия. Долготерпение россиян вселило уверенность, что можно проводить даже самые непопулярные реформы, не особенно заботясь о "социальных амортизаторах".
"Запаса прочности, стабильности хватит еще лет на десять", - говорил мне один из правительственных чиновников осенью прошлого года. А если бы у стоящих на капитанском мостике имелся нравственный императив, то, не сомневаюсь, социальная политика велась бы в стране более продуманно. Какие бы точные экономические, математические модели ни рассчитывались, включение гуманитарного аспекта часто выводит нас на совершенно другую траекторию развития. К сожалению, многие министры и раньше, и сегодня по сути безразлично относятся к уровню жизни сограждан. Приступая к монетизации льгот (делу, безусловно, нужному), в Белом доме не особенно готовились к этому (даже не посчитали всех льготников) и не волновались. Хотели и реформу провести, и федеральные бюджетные деньги сэкономить (многих льготников передали в регионы, где финансовых ресурсов кот наплакал). Ну ухудшится материальное положение миллионов малообеспеченных - пошумят немного и успокоятся. Тут и непрофессионализм, и нравственная глухота. Последующие события стали холодным душем для членов кабинета министров.
- Но некоторые политологи считают, что раз масштабы акций протеста были сравнительно небольшими, то властям не стоило и пугаться, выделять дополнительно большие средства.
- С этим трудно согласиться. Как сообщил недавно министр внутренних дел, с начала января в 75 субъектах Федерации прошли 1500 протестных акций. Разве не тревожный сигнал властям? Более четверти взрослого населения (самый высокий показатель за последние шесть лет) готовы были принять участие в массовых выступлениях. Половина россиян считает, что правительство не сможет добиться изменений к лучшему, а еще треть граждан (мартовский опрос Аналитического центра Юрия Левады) ответила неуверенно: "Может быть, сможет, а может, нет". В общей сложности 80 процентов россиян скептически относятся к возможностям нынешнего кабинета министров. И это все можно считать несущественным?
- А по вашему мнению, правительство в состоянии извлечь уроки из допущенных ошибок и проводить более эффективную социальную политику?
- Маловероятно. Этому мешают, какие бы красивые слова ни говорили министры, высокомерное отношение к нуждам жителей страны, недостаточный профессионализм и внутренние противоречия. Население должно быть не "помехой" для властей, а полноправным партнером, лучше даже заказчиком. Но это не про нынешнее правительство. Будь моя воля, я бы в каждом из двадцати подъездов Белого дома на Краснопресненской набережной повесил большие плакаты со старой библейской истиной: "И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними"...
- Мне рассказывали об удивительном инциденте, происшедшем несколько месяцев назад на социальном форуме в Перми. Участники задавали интересующие их вопросы министру социального развития и здравоохранения Михаилу Зурабову, высказывали свои мнения. Но какое-то суждение не понравилось министру, и он, сорвавшись, отбрил всех: "У вас в голове одни опилки и даже пустые бутылки. С вами говорить не буду. Выключите микрофон в зале". Такое вот отношение "начальника"... Вы тоже участвовали в том форуме. Был такой "диалог"?
- Был.
- Не потому ли власти совершают серьезные ошибки, что мнение граждан нередко не принимается в расчет?
- Выслушивать мнения надо, но, замечу, не следует идти на поводу у тех, кто ратует за дешевый популизм, с порога отвергает назревшие реформы. Другое дело, что их надо тщательно готовить и вести открытый диалог с обществом, обосновывать необходимость тех или иных мер. Если предлагаются оптимальные, эффективные решения, просчитываются ближайшие и отдаленные последствия, то убедить наших людей не так уж трудно. Здесь как раз и проявляется профессионализм управленцев. У нас же порой, принимая скороспелые документы, нагромождают одну ошибку на другую. И это не досадные локальные эпизоды, а нередко фундаментальные стратегические и тактические просчеты.
- Вы можете привести примеры?
- Начать с того, что неверно, на мой взгляд, было начинать социальные реформы с замены льгот денежными компенсациями. Взялись, да еще без должной подготовки, за самых социально незащищенных - стариков, больных, инвалидов, ветеранов. Им и так приходится нелегко, а мы еще ввергли их в сумятицу реформ, которые для многих обернулись ухудшением жизненных условий. Нет, браться за монетизацию надо было, видимо, с другого конца. Я имею в виду жилищно-коммунальное хозяйство. Здесь все понятно: сколько граждан имеют льготы, размер субсидий семьям, бюджетные ассигнования на ЖКХ... Уже не один год готовились и обсуждались и механизмы запуска реформы.
Вот одна из схем. На целевые счета малообеспеченных граждан переводятся средства, которые сегодня выплачиваются в виде субсидий и дотаций. Деньги с этих счетов можно переводить в безналичной форме только на оплату жилищно-коммунальных услуг. Одновременно создать максимально благоприятные условия для прихода в эту сферу частных фирм, для развития конкуренции, лишив сегодняшней монополии алчных муниципальных чиновников. И тогда выяснится, что тарифы, оказывается, завышены в 5-6 раз, львиная доля средств на ремонт труб уходит в "откаты"... Иными словами, при правильной организации дела переход на 100-процентную оплату ЖКУ будет по силам подавляющему большинству жителей.
В числе первоочередных нужно было проводить также реформу оплаты труда. Бюджетникам - их 15 миллионов - увеличить получку обязаны федеральные, региональные и местные власти. И сейчас об этом в правительственных кулуарах только начали говорить, а сколько времени упущено! В президентском послании поставлена конкретная задача: добиться за три года повышения реальных доходов бюджетников не менее чем в полтора раза. И эту задачу следует решить обязательно. А во внебюджетном секторе повышение зарплаты должно стать естественным следствием санирования экономики. Без этого нам все равно не обойтись. На смену убыточным, устаревшим производствам придут эффективные собственники (в том числе в сельском хозяйстве - крупные частные агрофирмы), получит мощный импульс развитие малого бизнеса. Но это произойдет только если государство введет продуманные, долговременные правила игры, обеспечит через правоохранительные и судебные органы защиту прав частной собственности, запустит программы социальной поддержки безработных. Мы потеряли здесь уже более десяти лет, и теперь, используя имеющиеся властные ресурсы и политическую волю, следовало бы максимально быстро наверстывать упущенное.
Наконец, в третью, четвертую и пятую очереди, то есть через 3 - 5 лет, можно было бы начинать настоящую, гуманитарно обоснованную реформу льгот, а также запустить процессы модернизации здравоохранения и образования. Расчеты показывают, что социальные издержки при этом были бы минимальными.
- Правительственные чиновники утверждают, что многие граждане в итоге выиграли от монетизации, ибо выбирают деньги вместо, скажем, проездных билетов и тем самым увеличивают семейный бюджет.
- Я оцениваю это не со знаком плюс, а с большим минусом, ибо в подавляющем большинстве случаев такой выбор свидетельствует о вопиющей бедности. Граждане берут деньги, чтобы заткнуть дырки в семейном бюджете, отказываясь при этом от поездок к родственникам, знакомым, в поликлиники, аптеки, магазины... Получилось, что власти поменяли значительной части населения - тем же инвалидам, ветеранам - образ жизни, причем не в лучшую сторону. И вместо льготных лекарств больные люди нередко выбирают деньги. А когда заболеют, то либо стараются обойтись без медикаментов (что может быть опасно для жизни), либо лечь в стационар. Власти, с одной стороны, пытаются сократить пребывание без особой необходимости в больницах, а с другой - подталкивают к этому десятки миллионов льготников. Опять-таки налицо - непродуманность, неподготовленность, непросчитанность новаций.
Еще раз повторю: с этой реформой власти с разных сторон просчитались. И хорошо бы не упорствовать, а признать недочеты, исправлять их, внося серьезные коррективы в последовательность проведения социальных преобразований. Если, конечно, нынешнее правительство сделать это в состоянии.
ВЗГЛЯД ЭКСПЕРТА
Михаил ГОРБАЧЕВ, экс-президент СССР:
- Я поддерживаю линию президента, его политический курс. Но состояние механизмов, которые должны его реализовывать, таково, что возникают сомнения, будет ли это сделано. Поэтому, может быть, вопрос ввиду ясности ситуации уже стоит так, что нам нужны и новые выборы парламентские, и новое правительство? Тогда надо президенту внести такое предложение обществу. И я уверен, что общество его поддержит. Нужно действовать.
...Казалось бы, правительство должно было начать всерьез решать проблемы бедности. Но мало того, что ничего почти не было сделано, взамен мы получили непродуманную монетизацию, что всколыхнуло не только стариков - всю страну. Подход правительства, его идеология остается радикально-либеральной. Там, на правительственной кухне, по-моему, варится такое варево, которое вообще может привести в движение всю страну и до предела обострить ситуацию...
Я думаю, что пришел момент истины для страны, для общества. Поэтому, пока люди связывают свои надежды с президентом, он должен сделать все, чтобы оправдать их.
"Труд" - Интерфакс.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников