НЕЛИШНИЙ БИЛЕТИК

"Искусство принадлежит народу", - уверяли нас когда-то. Увы, даже в советские времена, когда театры, филармонии щедро финансировались государством, регулировавшим цены на все и вся (включая искусство), посетить громкие спектакли, яркие концерты было не просто, несмотря на относительную дешевизну билетов. Что же говорить про сегодняшний день, когда в пучину нашего пока еще диковатого рынка оказались погружены все сферы жизни, включая и культуру, искусство.

АЙДА В КИНО, РЕБЯТА
Рост цен на билеты проявился даже в этом некогда самом демократичном виде искусства. Поход на новый фильм в современный столичный кинотеатр на вечерний сеанс обходится в 150 - 170, а то и в 250 - 300 рублей (в так называемых VIP-секторах модных кинотеатров "Кодак", "Ролан", "Пять звезд"). Гораздо дешевле удовольствие встречи с какой-нибудь "Мисс Конгениальность-2" обходится днем: например, на утренние сеансы можно попасть даже за 30 - 50 рублей. Правда, на отдельные фильмы (например, на активно раскручиваемого сейчас "Статского советника") один из нас купил билет на утренний сеанс за 80. Зато по понедельникам, сообщила нам директор кинотеатра "Пушкинский" Алла Калязина, первый утренний сеанс для ветеранов, инвалидов проходит бесплатно. Так что регулярно приобщаться к новинкам "десятой музы" можно не только у поднадоевшего мутноватого телеэкрана, но и в оборудованном по последнему слову техники кинотеатре.
КУЛЬТПОХОД В ТЕАТР
Драматических театров в Москве сегодня около 200, и они сами устанавливают цены на билеты. Правда, проследить в этом какую-то закономерность сложно. Бытует мнение, что самые дорогие столичные коллективы - это "Ленком" и "Сатирикон". Но это не совсем так. Конечно, если вы будете приобретать билеты где-нибудь в переходе метро, то меньше чем за тысячу рублей не купите, но ежели поход в театр запланируете примерно за месяц, то можно купить билеты в кассах театров за 200, 300 рублей. Конечно, даже это могут позволить себе лишь люди среднего достатка, а что делать тем, кто живет у черты бедности? Довольствоваться второсортным искусством?
Ну зачем же. К примеру, Малый театр с его великолепным актерским ансамблем никак не назовешь малохудожественным, тем не менее билеты на все спектакли, включая премьерные, здесь стоят от 50 рублей до 600, а дневные и того меньше - 100 рублей. Почему? Все просто: руководство театра хочет сохранить свою публику - врачей, учителей, студентов, для которых 50 рублей - тоже деньги. Этой же политики придерживаются еще три ведущих московских коллектива: Вахтанговский театр, "Маяковка" и Театр Моссовета, где в партере места стоят от 200 до 500 рублей, а на галерке - всего 60, дешевле, чем в кинотеатре.
Но опять же перекупщики не дремлют. На "громкие" спектакли они тут же скупают билеты и продают их втридорога. При этом большое значение имеет актерский состав. Если он состоит из "звезд", то рейтинг спектакля у публики значительно повышается. Именно за счет этого и существует нынешняя антреприза, выкачивающая денежки из зрителей, наивно полагающих, что спектакль с раскрученными знаменитостями не может быть плохим.
Таким подходом пользуются и директора репертуарных театров. Так, в МХТ имени Чехова у каждого спектакля - своя цена, которая во многом зависит от участия в нем "звезд". Жанр представления тоже играет здесь немалую роль. Поскольку комедия пользуется особым успехом у публики, то администрация, не поперхнувшись, предлагает билеты по 2 тысячи рублей на спектакли "Тартюф", "N 13", где, кстати, играют Олег Табаков, Евгений Миронов...
Наверное, если бы Театр сатиры так не оскудел по части актеров-лидеров (никем не заменишь Андрея Миронова, Анатолия Папанова), то и он был бы на плаву, а так приходится предлагать свою "худпродукцию" в среднем по 300 рублей. Здесь уже давно не спрашивают лишнего билетика, и, как ни напрягается худрук Александр Ширвиндт, многие зрители после первого акта покидают спектакли. Словом, на былой славе далеко не уедешь. Вот и в театре на Малой Бронной кого только не зовут на постановки: от кинорежиссера Андрона Кончаловского до подающего большие надежды молодого Романа Самгина, а аншлагов нет. Даже дешевые билеты не спасают положение.
ПОЧЕМ ЗВУКИ МУЗЫКИ?
Музыкальные зрелищные мероприятия довольно четко разделяются на несколько ценовых категорий. Одна из них - концерты на серьезных филармонических площадках, таких, как Большой зал Консерватории, Светлановский зал Дома музыки, зал имени Чайковского. Здесь диапазон примерно от 50 до 500 рублей, что делает вполне возможным для людей среднего достатка раз в несколько месяцев послушать отменный оркестр. Если же поклонника классики потянет в Большой театр, тут с него запросят побольше. Правда, какое-нибудь место в последнем ряду последнего яруса, откуда мало что слышно и ничего не видно, стоит всего двадцатку, а вот за партер придется и все 1200 заплатить. И то если речь не о премьере, а о "Евгении Онегине" - оперной постановке с 60-летним стажем. Еще дороже балет, в области которого мы, в представлении многих, все еще впереди планеты всей: счастье лицезреть вблизи не совсем стройные ряды кордебалета в "Лебедином озере" обойдется в 3000 рублей. Когда гастролирует Мариинка - смело умножайте цифру на два...
В мюзиклах танцуют и поют отнюдь не лучше, чем на главной сцене страны, но зато сам жанр нынче в моде. Так, на "Cats" вы попадете, имея в кармане от 310 до 1580 рублей, а за "Ромео и Джульетту" попросят и 2,5 тысячи.
Поднимемся еще на ступеньку выше (в ценовом, разумеется, а не в художественном смысле): тут нас ждут с распростертыми объятьями рок и попса. Например, в Государственном Кремлевском дворце Владимир Кузьмин готов распахнуть объятья пяти тысячам зрителей "всего-то" за 500 - 5000 рублей. Лишь ненамного дороже это обошлось недавно поклонникам Патрисии Каас: до 7000.
Совсем отдельная "песня" - выступления мировых оперных знаменитостей. Да-да, именно эти, а не попсовые концерты считаются самыми престижными у сегодняшнего поколения российской элиты (еще недавно, в пору знаменитых малиновых пиджаков, предпочитавшей тюремный шансон). Тут рекордсмен - Дмитрий Хворостовский. Цены на его предновогодний концерт в Доме музыки, шедший в сопровождении Национального филармонического оркестра под управлением Владимира Спивакова, доходили - покрепче держитесь за стул - до 100 тысяч! По сравнению с нашим улыбчивым баритоном даже Паваротти с Доминго выглядят скромнее: "всего-навсего" 60 "штук". Правда, тут есть одна хитрость: гонорары великие теноры берут все равно аж до миллиона долларов (певец уровня Хворостовского - "только" тысяч 30; кстати, примерно столько же - и Алла Пугачева, хотя она совсем "из другой оперы"). А у Дмитрия "стотысячных" VIP-билетов было-то не больше пары десятков...
Авторы предвидят вопрос многих читателей: что же выходит - на нашего родного Хворостовского, поющего наши же любимые романсы Свиридова и советские военные песни, простой человек и не попадет? Увы, такова суровая рыночная реальность. С другой стороны, тот же Хворостовский пел на прошлый праздник Победы на Красной площади, куда помещается до 50 тысяч зрителей, и все билеты были бесплатными, и распространялись они через организации ветеранов войны, так что тут социальная справедливость, кажется, была соблюдена. Соблюдена она и на открывающемся в ближайшие дни четвертом Международном пасхальном фестивале (художественный руководитель - Валерий Гергиев): тут масса бесплатных концертов хоровой, колокольной музыки, причем с первоклассными исполнителями.
Впрочем, нынешние дни - не совсем показательные: такой крупный праздник, как юбилей Победы, нечасто выпадает. А как обстоит дело в обычное, непраздничное время? По-разному. Например, в Большой театр ветераны могут попасть лишь с незначительной скидкой, да и то если они обратятся в кассу за два месяца до спектакля. Продюсеры "Кошек" тоже "расщедрились" на 10-процентную скидку для студентов и пенсионеров. В общем, негусто.
Да, концерт или спектакль - не буханка хлеба, вроде бы просуществовать без них можно. Но если мы хотим жить в полном смысле слова, наверное, надо подумать о более серьезных мерах социальной защиты в культурно-зрелищной сфере. Велосипед изобретать вряд ли нужно - в самых рыночных странах давно практикуются, например, дневные дешевые спектакли для молодежи и стариков, причем даже в театрах уровня "Ковент-Гардена" и "Ла-Скала"... Только для этого требуется поддержка государственных (федеральных и региональных) ведомств культуры, а также меценатов, которые, может, и готовы у нас ринуться грудью на амбразуры, да Государственная Дума много лет никак не утвердит закон о спонсорской и меценатской деятельности...