"МНЕ ВЫСТУПАТЬ С ПОЛИТИЧЕСКИМИ ЗАВЕЩАНИЯМИ ПРЕЖДЕВРЕМЕННО..."

Вчера президент Владимир Путин огласил Послание Федеральному Собранию. Но, по сути, его речь стала наказом не только парламентариям и госчиновникам высшего эшелона, собравшимся в Мраморном зале Кремля, но и всей стране: что надо делать, как жить дальше.

Получилось очень похоже на выступление генсека на энном съезде КПСС. И аплодировали ему почти как в старое доброе время - 46 раз, иногда стоя. За 1 час 14 минут своей речи Владимир Путин не обошел вниманием, кажется, ни одно министерство или ведомство. Всем все объяснил: сколько детей будем рожать, дорог строить и ракет производить. Такой развернутой, по сути программной речи (и не только на 2007 год, но и как минимум на пятилетку), Путин еще не произносил.
До сих пор в адрес Владимира Путина порой раздавались упреки: дважды став президентом огромной державы, он оба раза обошелся без предоставления обществу, избирателям развернутой программы своих действий на очередной срок. И вот вчера Владимир Путин ответил своим критикам: "Фактически в каждом из моих восьми посланий Федеральному Собранию давалась не только оценка ситуации в стране и ее положения в мире, но и определялись приоритеты, в том числе и долгосрочные приоритеты в социальной сфере, в экономике, во внешней и внутренней политике, в области безопасности и обороны. По сути, это и есть, может быть, не полный, но все-таки достаточно конкретный и основательный и концептуальный план развития России".
Действительно: сейчас даже самые завзятые критики Владимира Путина признают, что его поручения, оглашаемые во время таких ежегодных обращений, по большей части выполняются. Чиновники достаточно серьезно реагируют на конкретику из уст президента. Вот и сейчас: не успел Владимир Путин разбомбить в своей речи российские дороги, как министр транспорта Игорь Левитин уже заявил журналистам, что ликвидирует долгострой дорог и мостов в 2009 году. Но тут есть одна закавыка: будет ли на то время Владимир Путин уполномочен проверять исполнение таких обязательств?
Ответ на этот вопрос, кажется, прозвучал в его лирическом, как выразился сам президент, отступлении. Он напомнил, что весной 2008 года истекает срок его президентских полномочий: "Следующее послание Федеральному Собранию будет делать уже другой глава государства". Но для тех, кто ожидал, что он станет раздавать "философские рекомендации" как жить стране без его руководства, Владимир Путин пояснил: "Мне выступать с политическими завещаниями преждевременно".
В общем, то, что он никакая не "хромая утка", Владимир Путин показал убедительно. Его план развития страны заглядывает далеко за 2008 год. Да и, похоже, личные планы в политике явно не ограничатся этим сроком.
О СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
"Ситуация в стране постепенно, медленно, шаг за шагом начала меняться к лучшему. Сейчас Россия не только полностью преодолела длительный спад производства, но и вошла в десятку крупнейших экономик мира. За период с 2000 года более чем в два раза увеличились реальные доходы населения. И хотя разрыв между доходами граждан еще недопустимо большой, но все-таки в результате принятых в последние годы мер почти вдвое сократились масштабы бедности в России".
О ДУХОВНОМ ЕДИНСТВЕ
"Убежден, общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров. Когда в стране хранят уважение к родному языку, к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории. Именно это национальное богатство является базой для укрепления единства и суверенитета страны".
О БУДУЩЕМ ОППОЗИЦИИ
"Как показывает практика, в условиях пропорциональной системы у оппозиции появляется возможность расширить свое представительство в законодательных органах власти. И я легко могу доказать это на примерах, на статистике, точнее. За три года применения этой системы на региональном уровне количество партийных фракций в местных парламентах увеличилось почти в четыре раза. И сегодня они объединяют 2/3 регионального депутатского корпуса".
О СТРАТЕГИИ
"Это - формирование дееспособного гражданского общества. Это - строительство эффективного государства, обеспечивающего безопасность и достойную жизнь людей. Это - становление свободного и социально ответственного предпринимательства. Это - борьба с коррупцией и терроризмом, модернизация Вооруженных сил и правоохранительных органов. Это, наконец, - значимое укрепление роли России в международных делах".
О СОВЕТЕ ФЕДЕРАЦИИ
"Нам предлагают принять правовую норму, согласно которой субъект Российской Федерации должны представлять граждане, прожившие в нем не менее десяти лет. Согласен с этим предложением, но при условии, что изменения будут идти постепенно - в соответствии с действующим порядком ротации членов Совета Федерации. Нам не нужно новых революций".
О РУССКОМ ЯЗЫКЕ
"В этом году, объявленном Годом русского языка, есть повод еще раз вспомнить, что русский - это язык исторического братства народов, язык действительно международного общения. Он является не просто хранителем целого пласта поистине мировых достижений, но и живым пространством многомиллионного "русского мира", который, конечно, значительно шире, чем сама Россия. Поэтому, как общее достояние многих народов, русский язык никогда не станет языком ненависти или вражды, ксенофобии или изоляционизма. Считаю необходимым поддержать инициативу российских лингвистов о создании Национального фонда русского языка, главными критериями которого должны стать развитие русского языка в стране, поддержка программ его изучения в ближнем и дальнем зарубежье и в целом - популяризация русского языка и литературы в мире".
О БИБЛИОТЕКЕ ИМЕНИ ЕЛЬЦИНА
"Необходимо на новой, современной основе возродить в стране библиотечное дело. Мною уже принято решение о создании Президентской библиотеки, которая должна стать информационным и связующим звеном для всей библиотечной системы страны. До конца будущего года эта часть проекта должна быть реализована. Предлагаю назвать эту библиотеку именем Бориса Николаевича Ельцина - первого президента России.
На следующем этапе на базе областных и республиканских библиотек необходимо создать региональные центры Президентской библиотеки. Они должны быть объединены информационной сетью, единым методологическим и программным обеспечением. Для реализации этих задач необходимо принять соответствующую программу, выделив дополнительные финансовые средства. В перспективе речь может идти о создании мировой библиотеки на основе цифровых технологий, которая послужила бы базой для крупного международного гуманитарного проекта, направленного на сохранение культуры и истории народов мира".
О НАЦИОНАЛЬНЫХ ПРОЕКТАХ
"Достигнутые показатели в реализации нацпроекта "Здоровье" можно рассматривать в качестве первых побед, измеряемых тысячами жизней наших соотечественников. Сокращение смертности и увеличение рождаемости, достигнутые в 2006 году и в первые месяцы этого года - очевидное свидетельство правильности наших усилий.
Хотел бы в этой связи поддержать инициативу об объявлении 2008 года Годом семьи в России. Рассчитываю, что его проведение позволит объединить усилия государства, общества, бизнеса вокруг важнейших вопросов укрепления авторитета и поддержки института семьи, базовых семейных ценностей.
Нацпроект в области аграрно-промышленного комплекса не только доказал свою эффективность, но и продемонстрировал огромные потенциальные возможности российского сельского хозяйства. Помог развитию инициативы и предпринимательства в деревне. В результате впервые за многие годы удалось остановить ряд негативных тенденций. Более того, для всех стало очевидно, что сельское хозяйство - это перспективная и потенциально высокотехнологичная отрасль нашей экономики.
Реализация нацпроекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" привела к значительной активизации строительства во всех областях - от малоэтажного до комплексной застройки отдельных районов и даже городов. На повестке дня, таким образом, вплотную встает вопрос о принятии долгосрочной стратегии массового строительства жилья для всех категорий граждан. А также комплекс смежных вопросов - градостроительной политики, использования энергосберегающих и ресурсосберегающих технологий, стратегии развития строительной отрасли в целом.
Напомню, что, даже развиваясь ускоренными темпами (а ежегодный прирост в отрасли - рекордный за все последние годы - составил более 15 процентов), она все равно отстает от стремительно растущих в стране потребностей.
О необходимости принятия такой стратегии говорит и тот факт, что даже поставленные в нацпроекте высокие ориентиры - такие как ввод к 2010 году ежегодно 80 млн. кв. метров жилья - уже не могут удовлетворить потребности современного российского общества".
О РЕФОРМЕ ЖКХ
"Нужно посмотреть правде в глаза и признать, что сегодня без поддержки государства многие наши сограждане, оказавшиеся в наиболее тяжелых, сложных жизненных условиях, сами решить этот вопрос не в состоянии... Конечно, возникает извечный вопрос: где взять деньги?
Но, во-первых, деньги у нас есть, и формирование расходной части - это всегда лишь вопрос выбора приоритетов как на федеральном уровне, так и на региональном. А во-вторых, у меня есть конкретное предложение: направить на эти цели значительные дополнительные доходы, в том числе от улучшения администрирования налоговых сборов, от приватизации государственного имущества, а также, может быть, от продажи активов компании "ЮКОС" для погашения ее долгов перед государством.
Считаю, что для эффективной работы по реформированию ЖКХ необходимо создать специальный фонд в объеме не менее 250 млрд. рублей".
О ФОНДЕ БУДУЩИХ ПОКОЛЕНИЙ
"Все нефтегазовые доходы России предполагается разделить на три составляющие. Первое - это резервный фонд для целей минимизации рисков нашей экономики в случае резкого падения цен на энергоносители на мировых рынках. А также для поддержания макроэкономической стабильности и борьбы с инфляцией. Что, еще раз подчеркну, напрямую направлено на рост денежных доходов населения. Второе - часть нефтегазовых доходов должна идти в федеральный бюджет для выполнения, прежде всего, масштабных социальных программ. И третье - фонд будущих поколений, куда будут направляться все остальные нефтегазовые доходы.
Считаю, что средства этого фонда должны идти на повышение качества жизни людей и развитие экономики. Должны работать на улучшение благосостояния как будущих, так и нынешних поколений. И, конечно, в этой связи более правильно было бы назвать его именно фондом национального благосостояния".
О ПЕНСИЯХ
"В обозримом будущем для повышения пенсионного возраста в нашей стране объективной необходимости нет. И не только потому, что это кардинально и, что называется, на все времена не решает проблем с пенсионным обеспечением. Но, прежде всего, потому, что у нас до сих пор не исчерпаны значительные резервы, позволяющие обеспечить большую наполняемость Пенсионного фонда и покрытие его дефицита. Это вопрос собираемости налогов, вывода из тени зарплат. И прошу правительство принять соответствующие меры".
"Считаю, что за период с 2007 по 2009 год увеличение среднего размера пенсий должно составить не менее 65 процентов. Кроме того, предлагаю решить вопрос по т.н. северным пенсиям, чтобы пенсионеры - и те, кто уже переехал, и те, кто только будет переезжать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним территорий, - могли сохранить большую часть начисленной ранее пенсии. Решение должно быть принято уже в этом году".
О ФОРМИРОВАНИИ ПЕНСИОННОГО КАПИТАЛА
"Нам предстоит сформировать пенсионный капитал граждан. Предлагаю следующий порядок его формирования. На каждую тысячу рублей добровольного взноса гражданина на его персональный накопительный счет в Пенсионном фонде государство должно добавить еще одну тысячу рублей. И, естественно, для того чтобы эти взносы в течение времени не обесценивались, они должны инвестироваться, обеспечивая необходимую доходность и надежность".
О НАРОЖДАЮЩЕМСЯ СРЕДНЕМ КЛАССЕ
"Могу с уверенностью сказать, что там, где развивается малый бизнес, там меньше бедных и ниже показатели смертности. Такова статистика. При дальнейшем развитии этого бизнеса будет меняться и структура общества, расти средний класс. И тогда не будет никаких иждивенческих настроений. Будет развиваться инициатива, а граждане будут брать все больше ответственности за результаты своего труда на себя".
О СЛУЖБЕ В АРМИИ
"Вооруженные силы уже на две трети станут контрактно-профессиональными. А срок службы по призыву с 1 января 2008 года сократится до 12 месяцев. Мы выполним эту задачу. Важнейший показатель, характеризующий состояние Вооруженных сил, это состояние системы социальных гарантий для военнослужащих и членов их семей. На декабрь этого и сентябрь следующего года уже запланированы два 15-процентных повышения должностных окладов и окладов по воинским званиям.
При этом не надо забывать, что это напрямую касается и военных пенсионеров. Повышение их пенсий зависит от величины денежного содержания действующих военнослужащих. В прошлом году более 40 тысяч квартир получили военнослужащие и ветераны Вооруженных сил. К 2010 году задача обеспечить их постоянным жильем должна быть безусловно выполнена. А к концу 2012 года должен быть полностью сформирован фонд служебного жилья".
ЧТО МЫ УСЛЫШАЛИ В РЕЧИ ПРЕЗИДЕНТА?
Виктор ИВАНТЕР, академик РАН:
- Принципиально важный тезис - необходимость крупных публичных национальных компаний. Ведь что такое публичная компания? Предприятие, где осуществляется общественный контроль за эффективностью работы. Этот тезис президента исключительно важен. Сейчас по этому пути идут и "Роснефть", и Сбербанк, и Газпром. В экономике открытость, прозрачность обязательно обеспечат большую эффективность. А это в свою очередь приведет к росту прибыли и повышению доходов работников.
Евгений ГОНТМАХЕР, руководитель Центра социальной политики Института экономики РАН:
- Мне кажется позитивным, что президент поставил точку сразу в двух дискуссиях. Во-первых, он сказал, что не будет повышения пенсионного возраста. Вы помните, сколько вокруг этой темы было политических спекуляций. И, во-вторых, подтвердил, что федеральная власть не даст спустить на тормозах пенсионную реформу. Президент не пошел на поводу у Минздравсоцразвития, которое уже предложило отменить накопительную часть пенсии. То есть люди получали "письма счастья", на что-то надеялись, а им чуть не дали от ворот поворот. Так что в ближайшие годы эти два принципиальных пункта никто уже не будет оспаривать.
Генерал армии Махмут ГАРЕЕВ, бывший заместитель начальника Генерального штаба Вооруженных сил РФ:
- Решение президента Путина об объявлении моратория на выполнение Россией Договора об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ) - шаг назревший и, безусловно, правильный. Мы давно и строго соблюдаем так называемые фланговые ограничения на севере и юге своей страны по количеству бронетехники, артиллерии, самолетов и вертолетов. Но партнеры по НАТО действуют так, как будто такого документа и не подписывали. Размещение на регулярной основе боевой авиации Североатлантического альянса в Прибалтике - разве это не нарушение ДОВСЕ? А новые военные базы американцев в Болгарии и Румынии? Я уж не говорю о намерении разместить элементы системы противоракетной обороны в Польше и Чехии. Это коренным образом меняет всю стратегическую карту континента. Но взаимоотношения государств в области стратегической безопасности не могут быть улицей с односторонним движением. Поэтому если мораторий заставит НАТО пересмотреть свое отношение к ДОВСЕ, выиграют все страны Европы без исключения.
ОТ НАРОДНОГО ОБОЗРЕВАТЕЛЯ
Олег Полушкин, доктор технических наук, профессор Донского государственного технического университета:
- В послании президента меня порадовал тезис о том, что темпы развития российской экономики предлагается оценивать не скоростью освоения природных ресурсов, а объемом и эффективностью внедрения современных научных разработок, созданием высокотехнологичных производств. На фундаментальные исследования планируется выделить 300 миллиардов рублей. Но эти отрасли не смогут возникнуть сами собой - потребуются современные квалифицированные кадры.
Меня беспокоит тот факт, что учебные планы в технических высших учебных заведениях с каждым годом все более "худеют" в той части, где речь идет о фундаментальной и профессиональной подготовке. Будущие инженеры изучают культурологию, историю, менеджмент, юриспруденцию и прочие дисциплины, о которых, безусловно, специалист должен иметь представление. Но когда в учебных планах непрофильным дисциплинам отводится 70 процентов учебного времени - это явный перекос. Вместе с тем лишь треть лекционных и лабораторных часов посвящается тем предметам, ради которых абитуриент пришел в вуз.
На мой взгляд, нужны новые государственные стандарты в образовании, учитывающие динамичный, развивающийся характер нашей экономики. Тогда вузы смогут выпускать не тех, кого учат "чему-нибудь и как-нибудь", а настоящих специалистов. Тех самых, которые способны будут осваивать высокотехнологичные отрасли экономики.
Георгий МОРОЗОВ, водитель, Брянск:
- Плохо представляю, как будут выполняться указания президента относительно увеличения финансирования дорог. Суммы названы внушительные, но ни для кого ведь не секрет, насколько сильно развито воровство в этой сфере. Президент сказал, что сейчас разрабатывается законодательная основа для дорожной отрасли. Действительно, асфальт кладут сейчас кто во что горазд, а хозяйственной ответственности - никакой. Но самое главное - у нас едут кто в лес, кто по дрова. Недавно министр транспорта Игорь Левитин обрадовал, сказав, что шоссе Москва - Киев будет превращено в автобан до 2010 года. А украинцы решили справиться со своим участком уже в нынешнем году! Ну хорошо, думаю, пусть мы попозже поедем по хорошей трассе. Так нет же, недавно наш брянский губернатор Николай Денин заявил, что по российской территории автобан будет строиться с 2012 по 2015 год. И сказал это так спокойно, как будто на этой страшно разбитой дороге не происходят каждый день аварии. Откуда у чиновников такая разноголосица и такая... вялость? Представляю, каково президенту работать с помощниками, для которых 2015 и 2010 годы - одно и то же.
Валерий МАШКОВ, врач с 30-летним стажем, главный уролог Невского района Петербурга:
- Я внимательно прослушал Послание нашего президента. Двумя руками "за" реализацию национального проекта "Здоровье", о котором он говорил. Говорил, правда, почему-то мало. На мой взгляд, всем нацпроектам надо уделять гораздо больше внимания - и в докладах, и в повседневной жизни. Что касается больной для всех врачей темы здравоохранения - в соответствующую программу его развития необходимо внести существенные поправки. Во-первых, отменить обязательное медицинское страхование, и перейти к добровольному. Потому что все страховые компании - самые обыкновенные паразиты на медицинском теле страны. Они и зарплату выплачивают нам в зависимости от количества принятых больных, а не от качества лечения. Как практикующий врач, я утверждаю, что в большинстве случаев невозможно за 12 минут обследовать пациента, особенно хронически больного, заполнить историю болезни, назначить лечение. А именно столько отводится нам по законам медстрахования на одного больного. Это - утопия! Не просто вредная, а опасная для здоровья нации. Во-вторых, во главе всего нацпроекта "Здоровье" должен быть врач, а не топ-менеджер, каковым является Зурабов. Для него, судя по его делам на посту министра здравоохранения, главное - деньги, а не здоровье людей. Вот о чем, на мой взгляд, должен был сказать президент Путин в обращении к Федеральному Собранию. То есть к нам, россиянам.
ИЗБРАННЫЕ МЕСТА ИЗ ОБРАЩЕНИЙ ПРЕЗИДЕНТА
2000 год
"Надо признать: диктату теневой экономики и серых схем, разгулу коррупции и массовому оттоку капитала за рубеж во многом способствовало само государство... Долгое время мы выбирали: опереться на чужие советы, помощь и кредиты или развиваться с опорой на нашу самобытность, на собственные силы"
2001 год
"Пока мы находимся в полосе лишь относительной экономической стабильности. И только от нас зависит, сможем ли удержать ситуацию и обеспечить благоприятные условия для собственного развития, для роста благосостояния народа или упустим этот уникальный шанс. А такой шанс есть".
2002 год
"Россия активно интегрируется в мировое сообщество. И несмотря на жесткую конкуренцию, о которой я уже говорил, нашей стране особенно важно уметь находить союзников и самой быть надежным союзником для других... Мы должны сделать Россию процветающей и зажиточной страной. Чтобы жить в ней было комфортно и б езопасно. Чтобы люди могли свободно трудиться, без ограничений и страха зарабатывать для себя и для своих детей. И чтобы они стремились ехать в Россию, а не из нее. Воспитывать здесь своих детей, строить здесь свой дом".
2003 год
"Несмотря на некоторый рост рождаемости, мы все же "прирастали" не за счет ее, а за счет легальной иммиграции. Всего за последнее десятилетие к нам переехало около 7 миллионов человек - в основном из стран Содружества Независимых Государств. Это очень показательный результат. И он свидетельствует, что, несмотря на все наши трудности, Россия остается привлекательной страной для жизни и работы миллионов людей".
2004 год
"Очевидно, что молодая российская демократия добилась в своем становлении значительных успехов. И кто их сегодня упорно не замечает, не хочет замечать, тот не вполне искренен. Но все же наше общественное устройство пока далеко от совершенства, и надо признать: мы в самом начале пути. Без зрелого гражданского общества невозможно эффективное решение насущных проблем людей. Качество их повседневной жизни прямо зависит от качества общественно-политической системы. И здесь у нас, конечно, есть еще немало вопросов".
2005 год
"Надо помочь гражданам легализовать в упрощенном порядке принадлежащие им фактически объекты жилой недвижимости, а именно гаражи, жилье, садовые дома в различных кооперативах и садоводческих товариществах и соответствующие земельные участки. Такой порядок легализации должен быть максимально прост для граждан, а само оформление документов не должно создавать для них дополнительных проблем".
2006 год
"Авторитет государства должен основываться не на вседозволенности и попустительстве, а на способности принимать справедливые законы и твердо добиваться их исполнения. Разумеется, мы и впредь будем стремиться к тому, чтобы поднять престиж государственной службы, будем поддерживать российский бизнес. Но и бизнесмен с миллиардным состоянием, и чиновник любого ранга должны знать, что государство не будет беспечно взирать на их деятельность, если они извлекают незаконную выгоду из особых отношений друг с другом".
КАК ЭТО БЫВАЕТ У НИХ?
Великобритания
Первое заседание каждой сессии парламента открывается тронной речью королевы в верхней палате. Все обставлено торжественно, только члены нижней палаты и министры во главе с премьером, в отличие от восседающих лордов, выслушивают речь стоя. Текст составлен не монархом, а подготовлен правительством и представляет собой повестку дня на ближайший год. Многие идеи будут положены в основу законопроектов, предлагаемых для одобрения парламентариям. Поскольку королева только озвучивает чужие мысли, реакция аудитории, и это без вариантов, сдержанная. Если и хлопают, то без задора, а главное - непродолжительно.
Япония
26 января этого года новый премьер-министр Синдзо Абэ выступил на 166-й сессии парламента, обозначив свои приоритеты и задачи, стоящие перед страной, какими он их видит. Во время обычных прений японские слуги народа выказывают неукротимый самурайский дух - нигде не бывает таких потасовок, как между законодателями в Гонконге, Японии и на Тайване. Но в особо важные моменты они не позволяют себе топать ногами, и только междометиями, переходящими в гул, выражают свое одобрение.
Подготовили