03 декабря 2016г.
МОСКВА 
-5...-7°C
ПРОБКИ
1
БАЛЛ
КУРСЫ   $ 64.15   € 68.47
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

БЫСТР, ХИТЕР И ДЬЯВОЛЬСКИ УМЕН

Стародубец Анатолий
Опубликовано 01:01 27 Апреля 2007г.
В кино он сыграл в доброй сотне фильмов, среди которых "Судьба человека", "Алые паруса", "Дайте жалобную книгу", "Сказка о потерянном времени", "Три толстяка", "Покровские ворота"... Но грандиозный успех завоевал одним образом - жуликоватого нахала Бывалого в комедиях Леонида Гайдая "Пес Барбос и необычный кросс", "Самогонщики", "Операция "Ы" и другие приключения Шурика", "Кавказская пленница". О Евгении Моргунове, пожалуй, как ни об одном другом актере Советского Союза, ходило множество легенд. Мы попытались отделить правду от вымысла в беседе с хорошо знавшим Евгения Александровича писателем, сценаристом и соавтором лучших комедий Гайдая Яковом КОСТЮКОВСКИМ.

- С Моргуновым я познакомился раньше, чем он начал играть Бывалого. У него были некоторые литературные способности, и он обратился ко мне за советом. В его полуновеллах было то, что отличало опытного автора от начинающих. Я высказал ему свои замечания, он кое-что исправил. Тогда я еще не знал, что судьба сведет нас по работе в кино на многие годы.
- А он вам не рассказывал о своем детстве: мать - санитарка в роддоме, безотцовщина, работа с 14 лет на московском заводе "Фрезер"...?
- Нет. Евгений Александрович редко лез в чужую душу, но и свою ни перед кем не распахивал. Я только у него осведомился, правда ли, что он в 16 лет написал письмо Сталину с просьбой послать учиться в театральное училище? Моргунов подтвердил. Он считал, что это письмо здорово помогло ему в жизни. Он доподлинно не знал, дошло ли оно до самого Сталина или было прочитано его помощниками. Известен только результат: юного Женю направили на учебу в Камерный театр к Александру Таирову, а оттуда талантливый подросток уже перевелся во ВГИК на курс Сергея Герасимова, которому в ту военную пору не хватало студентов-парней.
- Слышал, что из-за роли предателя Стаховича в фильме "Молодая гвардия" Моргунова однажды избила свора послевоенных подростков. От самосуда его якобы спас Владимир Иванов, сыгравший Олега Кошевого: он стал убеждать драчунов, что Моргунов - "человек хороший". Но те отвечали: "Хорошему человеку не дали бы роль изменника, а ему дали. Значит, он сам гад и пусть больше по нашей улице не ходит!"
- Это романтические домыслы. История с образом Стаховича - трагический эпизод в карьере Моргунова. По окончанию съемок "Молодой гвардии" произошло чрезвычайное событие, казалось бы, никак не связанное с искусством. Из внезапно открывшихся архивных документов выяснилось, что реальный Стахович, живший в 1942 году в оккупированном фашистами Краснодоне, предателем не был. Получилось, что писатель Александр Фадеев в своем романе оболгал этого человека. И режиссеру картины Сергею Герасимову пришлось срочно перемонтировать уже готовый фильм, вырезая, где только можно, сцены с Моргуновым. Я видел эти выброшенные в корзину материалы.
- Моргунов, наверное, сильно переживал, поскольку все актеры с заметными ролями в "Молодой гвардии" получили Сталинские премии?
- В те времена за роли предателей Сталинские премии не давали. Но вот что я вам скажу: ничего в нашей жизни не бывает напрасным. Слава о нем как о талантливом актере быстро распространилась среди киношной братии. А это куда важнее любых премий.
- В легенде о рождении великой троицы комиков говорится, что сыграть Труса Леонид Гайдай сразу же пригласил своего любимого актера Георгия Вицина. Юрия Никулина нашли на роль Балбеса с пятой попытки. А вот образ Бывалого примеряли на себя человек 20, и все без толку...
- Кандидатуру Моргунова предложил Иван Пырьев, автор "Трактористов" и "Кубанских казаков", руководивший в то время "Мосфильмом". Правда, он сразу предупредил, что Моргунов - человек с непростым характером.
- Бытует мнение, что образ Бывалого соответствовал натуре самого артиста...
- Я с этим категорически не согласен. Бывалый, как всякая маска, однозначен. Моргунов отлично попадал в эту роль и хорошо играл, но к самому Евгению Александровичу этот образ не имел никакого отношения. Актер был значительно тоньше, сложнее, интеллектуально богаче и намного интереснее в общении, чем сыгранный им в кино туповатый бандит.
- Троица на съемках легко находила общий язык с Гайдаем?
- Вполне. Всякие разговоры об их конфликтах и скандалах сильно преувеличены. Разногласий было ровно столько, сколько случалось в работе и с другими актерами. Главную примиряющую роль в этих взаимоотношениях играл замечательный человек и великолепный артист, на мой взгляд, лучший в троице, - Георгий Вицин. Он в силу своей интеллигентности, ума и такта умело снимал возникавшие шероховатости, в том числе и связанные с особенностями характера Моргунова.
- А Евгений Александрович предлагал свои фразы или трюки?
- Вокруг съемок гайдаевских комедий существует множество мифов. Если верить им, то тексты и сюжетные коллизии придумывали актеры, операторы, декораторы, осветители, костюмеры - все, кому не лень. Непонятно только, зачем были нужны сценаристы Костюковский и Слободской, а также сам Гайдай. Некоторые предложения, конечно, поступали. Я точно знаю, что фразу из "Кавказской пленницы" "Чей туфля? А, мое!" предложил Вицин. Так же, как и реплику: "Поберегись!", когда его героем, как тараном, выбивают запертую дверь. Кое-какие трюковые вещи, связанные с цирковыми изобретениями, подсказал Никулин. Причем они делали это очень тактично, всегда советуясь с нами и с режиссером.
Что касается Моргунова, то я таких случаев не помню. Некоторые "очевидцы" утверждают, что Моргунов был халтурщиком, не знал текста, приезжал на съемки неподготовленным. Это полная ерунда. Он мог держать в голове сразу весь сценарий. Вообще я бы о нем так сказал: он был значительно лучше, чем казался. Запомните эту формулу. Я ее сейчас изобрел, и, думаю, что она точная. Обычно люди, наоборот, кажутся лучше, чем есть в действительности. А вот Моргунов был в этом смысле приятным исключением. Мы много общались. Я его часто подвозил на своей машине. Он был интересным собеседником, неплохо знал и наш, и зарубежный кинематограф.
- Моргунов не тяготился ролью Бывалого, которую, кстати сказать, сыграл в шести фильмах?
- Она просто испортила ему карьеру. Все режиссеры смотрели на него как на Бывалого и боялись предлагать что-либо другое. Моргунов с грустью понимал, что с этим образом он вряд ли войдет в историю киноискусства. Однако он ценил свою популярность, пришедшую именно с комедиями Гайдая. Он был человеком отходчивым, незлопамятным. Хотя часто прятался как бы под маской: трудно было определить, говорит он серьезно или шутит. То он заявлял, что ему наплевать на официальные почести. То вдруг у него прорывалась обида, что его обходят премиями, ставками, званиями...
Как всякий хороший актер Моргунов состоял из противоречий. Частенько допускал хамство по отношению к людям, устраивал розыгрыши глупые и обидные. Вряд ли это его украшало. Но иногда я понимал, что его наглые выходки - своеобразный защитный механизм, которым Евгений Александрович оберегал себя от хамства других. Когда однажды я сделал ему замечание: "Ну зачем ты сейчас нахамил человеку?" - Моргунов ответил: "Если бы я этого не сделал, он бы меня опередил. Я чувствую". Согласитесь, в этом есть определенный резон.
- Слышал, что Дмитрий Шостакович дал Моргунову рекомендацию в консерваторию, но актер лишь отшутился: "Из Москвы в Петербург и из Петербурга в Москву одновременно выехали два поезда. Но в пути они не встретились. Вопрос: почему? Ответ: не судьба!"
- Евгений Александрович, на мой взгляд, был интересным пианистом с прекрасной музыкальной памятью. Но его попытки поступить в консерваторию успехом не увенчались. А давал ли ему рекомендацию Шостакович или нет, он никогда мне об этом не рассказывал.
- Говорят, однажды, гуляя по Киеву с подвыпившей компанией, Моргунов привел в замешательство милицейский патруль, пытавшийся их задержать. Стражей порядка актер ошарашил заявлением, что он сын Павлика Морозова...
- Мне он рассказывал другую версию. На время съемок в маленьком подмосковном городке Моргунова поселили в плохеньком номере местной гостиницы. Тогда он устроил скандал в администрации, заявив, что он сын пионера-героя Павлика Морозова, зверски замученного "кулаками". Перепуганный директор тут же отдал Моргунову шикарный люкс, который придерживали для высокого начальства, и только потом сообразил, что у несчастного Павлика Морозова не могло быть детей. Но было уже поздно. Это талантливый розыгрыш с элементами авантюризма.
- Помню, в новостях промелькнуло сообщение, что у 70-летнего Моргунова в автокатастрофе погиб 24-летний сын Николай...
- Увы, это так. Многие считали Моргунова эмоционально толстокожим, однако он сильно переживал трагическую смерть сына. Позднего ребенка - последнюю надежду - как-то особенно жалко терять. Был ли Евгений Александрович счастлив в личной жизни? Думаю, что да. В наших разговорах он предпочитал эту тему не обсуждать и никогда не жаловался на проблемы в семье.
- Говорят, когда на 73-м году жизни Моргунов скончался от инсульта, ни Театр киноактера, ни Союз кинематографистов, ни киностудия "Мосфильм", где он проработал 56 лет, не дали на похороны ни копейки...
- К сожалению, это правда. Наш дорогой Союз кинематографистов опровергает даже печально-знаменитую пословицу: в России умеют любить только мертвых. Была ли у чиновников личная обида на артиста, умевшего зло пошутить, не знаю. Но даже если Моргунов над кем-то из начальников и посмеялся, то уход человек из жизни - это повод забыть прежние обиды и достойно похоронить талантливого артиста.
Справедливости ради нужно сказать, что народ не забывает Моргунова. Меня до сих пор о нем расспрашивают журналисты, часто задают вопросы на встречах со зрителями. И я всегда отвечаю так же честно, как и вам. Что было, то было. Я не приемлю древнеримскую мудрость: о мертвых или хорошо, или ничего. Я сторонник изречения Вольтера: о мертвых - только правду. Но сейчас, спустя восемь лет после ухода Евгения Моргунова, у меня о нем остались только хорошие воспоминания.
ИЗРЕЧЕНИЯ И РОЗЫГРЫШИ, ПРИПИСЫВАЕМЫЕ ЕВГЕНИЮ МОРГУНОВУ:
Когда я ем, я глух и нем, а также быстр, хитер и дьявольски умен!
Моргунов-студент изобрел способ бесплатно ездить на учебу. В автобусе он громко объявлял: "Граждане пассажиры, предъявите проездные документы", потом степенно проходил по салону, проверяя билеты. Настоящие контролеры принимали актера за своего.
Моргунов ухитрялся даже в бане париться бесплатно. Он загодя узнавал имя директора и доверительно просил банщика: "Когда Иван Петрович спросит, где Женя, скажи, что я здесь".
Однажды в Театр киноактера, где на маленькой зарплате трудился молодой Моргунов, приехали члены правительства Молотов и Каганович. Им навстречу вышел Моргунов, представился худруком и битый час рассказывал об искусстве. В конце попросил повысить жалованье артистам низшей категории. Что вскоре и было сделано на правительственном уровне.
Нередко в метро, собираясь выходить на своей станции, Моргунов подходил к какому-нибудь пассажиру, доставал красную книжечку (якобы удостоверение сотрудника КГБ) и говорил: "Пройдемте". Потом шел домой, беспечно болтая "за жизнь" с похолодевшим от ужаса человеком, затем милостиво отпускал "подозреваемого".
В аэропорту диспетчер по громкой связи объявляет: "Граждане пассажиры, начинается посадка на самолет, следующий рейсом 4212 Москва - Сухуми". Моргунов во весь голос: "Повтори, сука!" Диспетчер: "Повторяю..."
Возвращаясь однажды поздним вечером с концерта в Ялте, Моргунов с товарищем постучались в уже закрытый ресторан. За стеклянной дверью показался вальяжный лейтенант милиции: "Чего надо? Закрыто!" Моргунов сурово: "Почему докладываете не по форме? Я депутат Верховного Совета СССР от Бауманского района города-героя Москвы! Со мной Алексей Николаевич Косыгин через стекло не разговаривает! Открыть немедленно!" Милиционер вытягивается по стойке смирно, распахивает двери, и "дорогих гостей" кормят самым лучшим. На замечание товарища: "Нехорошо врать", артист парировал: "А я и не врал. Со мной Косыгин действительно никогда через стекло не разговаривал".


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников