ЗАГРАНИЦА НАМ ПОМОЖЕТ?

В любой университет Европы заглянешь - всюду один расклад: физики - российские, математики - индусы и французы, инженеры-технологи, химики - китайцы и японцы, экономисты - американцы... А когда-то "утечка мозгов" происходила не от нас на Запад, а наоборот, к нам. Этому есть причина. В этот день ровно 305 лет назад Петр I издал указ о приглашении в Россию иностранных специалистов. Вот как написал об этом историк Василий Ключевский: "Вера в чудодейственную силу образования, которой проникнут был Петр, его благоговейный культ науки насильственно зажег в рабьих умах искру просвещения". Но еще в ХVIII веке русским математиком N1 был швейцарец Леонард Эйлер, и только веком позже его место занял наш Пафнутий Чебышев. Это нам урок: научные школы растут очень долго. Быстро они только разрушаются.

Ирина СМИРНОВА, руководитель Центра инноваций, Волгоград:
- Мы входим в сеть Международного университета инноваций и работаем с иностранными специалистами постоянно. Они читают лекции нашим студентам, мы выезжаем на обучение за рубеж. Программ по обмену много: для студентов старших факультетов, желающих работать в США во время каникул, углубленного изучения иностранных языков. Петр I был дальновиден: окно в Европу должно быть открытым.
Валерий ЛЕОНОВ, директор Института общих технологий, Новосибирск:
- Мы заграничные кадры никогда не привлекали сознательно. У нас своих достаточно, нужно только их найти и дать возможность раскрыться. Я, например, выделяю класс так называемых невероятных технологий, которые имеют очень высокую степень отдачи. У нас такие есть, мы с ними работаем. Вот, например, есть уникальная технология врача Владимира Чепенко, которого открыла ваша газета. Если бы она была разработана раньше, то, глядишь, и Ельцина спасли бы. Может, на тот исторический момент Петр I и был прав, но сейчас, по-моему, нам пора всерьез заняться своей наукой.
Андрей ИЛЬЯСОВ, доктор физико-математических наук, Нюрнберг:
- Я здесь в университете работаю уже десять лет, мог бы и гражданство получить, но не хочу уезжать из России навсегда, а двойного гражданства ФРГ не признает. Сам я из Зеленограда. Здесь много иностранцев. Да практически все ключевые посты на кафедре наши занимают, немцы только на машинах считают.
Лев ПОНОМАРЕВ, политолог, Москва:
- Именно сейчас - время верстки американского и европейского бюджетов, которые должны получить представительства западных неправительственных организаций и фондов, работающих в России. Назову одну лишь цифру: в 2005 году расходы только Агентства по международному развитию по статье "Содействие развитию открытого общества в России" составили 19,8 миллиона долларов. Так что и в этом году заграница нам поможет.
Юрий БАБАЕВ, заместитель начальника Управления международного сотрудничества МГУ им. М.В. Ломоносова:
- В МГУ работают преподаватели-иностранцы. Они приезжают к нам по обмену. Читают лекции, преподают иностранные языки. На постоянной же основе работа иностранцев в университете не предусмотрена.
Ксения ПОНОМАРЕВА-РАМАКРИШНА, домохозяйка, Осло:
- Мой муж - индус, он окончил мехмат МГУ, как, впрочем, и я. Потом мы уехали в Дели. А оттуда его пригласили сначала в Канаду, он два года в Оттаве поработал, потом год работал в Германии, в Мюнхене, теперь вот в Норвегии обитаем. Наших по миру много. У себя-то мы не особенно нужны.
Юрий КУЗНЕЦОВ, помощник директора по кадрам Физического института им. П.Н. Лебедева Российской академии наук:
- В советские времена у нас стажировалось очень много иностранцев. А в начале 90-х многие наши сотрудники уехали работать за границу. У нас ведь ученому было выжить практически невозможно. Так что интеллектом мы заграницу изрядно подпитали. Сейчас, слава Богу, эта волна закончилась. Теперь ученые нашего института уезжают за границу в основном только на время: на год-два. Участвуют в международных программах, совместных проектах.
P.S. Уважаемые читатели! Если вы хотите участвовать в наших опросах, звоните по телефону: 544-11-84.
Разговаривали с читателями