Когда первая часть дилогии Никиты Михалкова «Утомленные солнцем-2» планировалась к выходу в прокат, за нее говорили цифры: 8 лет снимался фильм, было подготовлено более 1000 копий картины, а бюджет сиквела «Утомленных солнцем» составил 55 миллионов долларов, сделав, таким образом, фильм самым дорогим в истории российского кино. Масштаб влек за собой и сложности: чтобы окупиться в прокате (с учетом финансовой доли прокатчика), обеим частям картины надо было заработать около 110 миллионов долларов - примерно столько же, сколько удалось собрать «Аватару» Джеймса Кэмерона в России. Надо сказать, что усилия для этого прилагались. Когда работа над картиной еще велась, съемочную площадку по очереди посетили президент Дмитрий Медведев и премьер-министр Владимир Путин, других режиссеров визитами не баловавшие.
Незадолго до выхода картины на экраны внезапно сообщили, что «Предстояние» будет представлять Россию в конкурсе Каннского кинофестиваля, и здесь нельзя было не вспомнить о Каннском
Наконец, было объявлено, что показ «Предстояния» откроет
Когда же прошла грандиозная премьера «Предстояния» в
Мощная, давящая и избыточная рекламная кампания, буквально гнавшая зрителей в кинотеатры и не предполагавшая другого отношения к картине, кроме восторга и поклонения, наверняка сделала свое дело: вместо интереса возникло сопротивление.
Вместе с первой частью дилогии в прокат вышло достаточно мало картин, но даже по расчищенной дороге зрители в кинотеатры не устремились — и без конкретных цифр можно утверждать, что успех «Аватара» «Предстоянию» повторить не удастся. «Учитывая немалый хронометраж кинопроизведения, общее количество сеансов „Утомленных
Различные киносайты, в том числе kinonews.ru и eurosmi.ru, со ссылкой на региональные СМИ сообщают, что рассчитывать на большие сборы пока что смысла нет: показы картины идут при полупустых залах, в то время как другие фильмы посещаются гораздо активнее. Блогеры продолжают свою антирекламную кампанию, повествуя о том, что в одном из московских кинозалов «Предстояние» показывали всего для пяти зрителей, и сеанс был отнюдь не утренний, а также рассказывая, что в некоторых московских школах требуют от школьников обязательного участия в культпоходах на «Предстояние», хотя дети отчаянно сопротивляются.
Сам режиссер еще до выхода картины говорил о том, что на быструю зрительскую реакцию не рассчитывает: «Я думаю, что мало кто сейчас в России представляет себе, что это значит — снимать такое кино. Когда люди благодаря рекламе привыкли к краткосрочным планам на прибыль. А снимать длительные проекты, на которых важна выдержка, мужество и понимание дистанции между начальным вкладом и результатом, — это очень тяжело». Итоги еще не подведены, впереди майские праздники, в том числе и 9 Мая, которые в принципе могут увеличить количество посмотревших «Предстояние», хотя серьезными конкурентами фильму Михалкова станут «Железный
На данный момент вторая часть дилогии, «Цитадель», ранее запланированная к показу 4 ноября 2010 года, заменена картиной Александра Котта «Брестская крепость», — когда же точно выйдет в прокат вторая часть фильма Михалкова, на данный момент неизвестно.
Николай Ларионов, аналитик
— Боюсь, что цифра 230 миллионов рублей сборов первого
Несмотря на очень высокий уровень шумихи вокруг фильма «Утомленные
Но реальное зрительское отношение станет понятно только после второго, даже третьего
То, что многие российские кинокритики отнеслись к фильму скептически, не играет большой роли. Россия — не Америка, здесь публика не интересуется в такой степени мнением профессионалов. Скорее она ждет отзывов друзей, знакомых — пока сарафанное радио раскачается. Это может существенно подправить результаты.
Антон Долин, кинообозреватель радиостанции «Вести FM»
— Я бы не стал торопиться с прогнозами по поводу прокатной судьбы «Утомленных
Ольга Галицкая, член правления Гильдии киноведов и кинокритиков России
— Колоссальный замах оказался ударом… нет, не на копейку, а на миллионы потраченных денег, которые не вернутся прокатчикам. «Утомленные
Погибшие в первом фильме и странным образом воскресшие герои выглядят неубедительно, их судьбы уже не трогают зрителей. Агрессивная реклама тоже подпортила дело. Решение прокатной компании назвать фильм великим еще до того, как он вышел в прокат, вызвало отторжение, как и десятки самовосхваляющих интервью, данных режиссером и артистами. В фильме некого жалеть, некому сочувствовать, он фальшив, многозначителен и безвкусен. А публика далеко не дура.
Анна Михайловна, бухгалтер:
— Одна из самых сильных сцен — эпизод, в котором героиню Надежды Михалковой умирающий паренек попросил показать грудь. Очень реалистично, ведь воевали молодые ребята совсем, лет 19–20. Правда, смущает, что комбинезон на обгоревшем танкисте почти цел.
Татьяна, студентка:
— Понравилось, что в фильме есть доля здорового юмора. Например, «признание» Александра Сергеевича Пушкина, сочиненное
Антон, менеджер:
— Меня впечатлил Гафт, сыгравший эпизодическую роль заключенного
Вячеслав, фотограф:
— Захватывают сцены смерти, снятые с невероятным реализмом. Одна из таких сцен — когда герой Миронова сидит и держит внутренности в руках, а после пускает себе пулю в лоб.
Сергей, учитель:
— Не понравились моменты, в которых фашисты показаны как люди, воевавшие только с регулярной армией, а не со всем советским народом. Это эпизод с мостом, который не стали трогать немецкие летчики, но взорвал вместе с людьми глупый русский солдат.
Филипп, музыкант:
— Абсолютно не впечатлили все батальные сцены фильма. Выглядело это примерно так: в
Надежда, журналист:
— Девочка Надя Михалкова плывет на мине посреди моря. Плывет минут 20. За это время она успела принять крещение, спастись от обстрела, прибиться к берегу, поцеловать мину и шепнуть ей «Спасибо!». Пошло и бессмысленно.
Максим, водитель:
— То, что Михалков любит цитировать классику, — не секрет. В «Предстоянии» он превзошел самого себя. Отправка элитных курсантов на фронт — те же кадеты из «Сибирского цирюльника».
Текст с официальными данными о сборах в первую неделю проката картины читайте здесь