Первая неделя проката «Утомленных солнцем-2» оказалась провальной

Картина «Утомленные солнцем-2: Предстояние» начала свой старт не слишком впечатляющими результатами

Когда первая часть дилогии Никиты Михалкова «Утомленные солнцем-2» планировалась к выходу в прокат, за нее говорили цифры: 8 лет снимался фильм, было подготовлено более 1000 копий картины, а бюджет сиквела «Утомленных солнцем» составил 55 миллионов долларов, сделав, таким образом, фильм самым дорогим в истории российского кино. Масштаб влек за собой и сложности: чтобы окупиться в прокате (с учетом финансовой доли прокатчика), обеим частям картины надо было заработать около 110 миллионов долларов - примерно столько же, сколько удалось собрать «Аватару» Джеймса Кэмерона в России. Надо сказать, что усилия для этого прилагались. Когда работа над картиной еще велась, съемочную площадку по очереди посетили президент Дмитрий Медведев и премьер-министр Владимир Путин, других режиссеров визитами не баловавшие.

Незадолго до выхода картины на экраны внезапно сообщили, что «Предстояние» будет представлять Россию в конкурсе Каннского кинофестиваля, и здесь нельзя было не вспомнить о Каннском Гран-при и «Оскаре», полученных первыми «Утомленными».

Наконец, было объявлено, что показ «Предстояния» откроет празднование 65-летия Победы, — и появились знаменитые рекламные плакаты с пафосным слоганом «Великое кино о великой войне», воспринимать который всерьез было решительно невозможно. Последовавшие за этим художественные игры блогеров, с помощью фотошопа сделавших множество издевательских плакатов о грядущем фильме, разговоры о том, что режиссер собирается подать на блогеров в суд, а потом — что не собирается и ни одного из этих произведений не видел, настроили множество пользователей интернета на заведомо юмористическое отношение к картине.

Когда же прошла грандиозная премьера «Предстояния» в Государственном Кремлевском дворце, на которую пришли более 6 тысяч зрителей, и в СМИ появились первые рецензии и отзывы зрителей, стало ясно, что своеобразная трактовка событий Великой Отечественной войны — не совсем то, чего ожидали верившие в «мохнатого шмеля» Никиту Михалкова: разочарования было куда больше, чем восторга.

Мощная, давящая и избыточная рекламная кампания, буквально гнавшая зрителей в кинотеатры и не предполагавшая другого отношения к картине, кроме восторга и поклонения, наверняка сделала свое дело: вместо интереса возникло сопротивление.

Вместе с первой частью дилогии в прокат вышло достаточно мало картин, но даже по расчищенной дороге зрители в кинотеатры не устремились — и без конкретных цифр можно утверждать, что успех «Аватара» «Предстоянию» повторить не удастся. «Учитывая немалый хронометраж кинопроизведения, общее количество сеансов „Утомленных солнцем-2“ хотя и будет значительным, но все же далеко не рекордным», — пишет в своем прогнозе «Бюллетень кинопрокатчика», предрекающий фильму Михалкова сборы чуть менее 8 миллионов долларов.

Различные киносайты, в том числе kinonews.ru и eurosmi.ru, со ссылкой на региональные СМИ сообщают, что рассчитывать на большие сборы пока что смысла нет: показы картины идут при полупустых залах, в то время как другие фильмы посещаются гораздо активнее. Блогеры продолжают свою антирекламную кампанию, повествуя о том, что в одном из московских кинозалов «Предстояние» показывали всего для пяти зрителей, и сеанс был отнюдь не утренний, а также рассказывая, что в некоторых московских школах требуют от школьников обязательного участия в культпоходах на «Предстояние», хотя дети отчаянно сопротивляются.

Сам режиссер еще до выхода картины говорил о том, что на быструю зрительскую реакцию не рассчитывает: «Я думаю, что мало кто сейчас в России представляет себе, что это значит — снимать такое кино. Когда люди благодаря рекламе привыкли к краткосрочным планам на прибыль. А снимать длительные проекты, на которых важна выдержка, мужество и понимание дистанции между начальным вкладом и результатом, — это очень тяжело». Итоги еще не подведены, впереди майские праздники, в том числе и 9 Мая, которые в принципе могут увеличить количество посмотревших «Предстояние», хотя серьезными конкурентами фильму Михалкова станут «Железный человек-2», «План Б» с Дженнифер Лопес, новая версия «Кошмара на улице Вязов», а также садово-огородные работы.

На данный момент вторая часть дилогии, «Цитадель», ранее запланированная к показу 4 ноября 2010 года, заменена картиной Александра Котта «Брестская крепость», — когда же точно выйдет в прокат вторая часть фильма Михалкова, на данный момент неизвестно.

Мнения

Николай Ларионов, аналитик интернет-журнала «Бюллетень кинопрокатчиков»

«Зрители старше 30 не сразу бросаются в кинотеатры»

— Боюсь, что цифра 230 миллионов рублей сборов первого уик-энда, которую мы дали в прогнозах, достигнута не будет. Цифру эту мы дали исходя из того, что примерно в этом диапазоне стартовали недавно «Каникулы строгого режима», которые тоже выходили на тысяче копий. «Кандагар» собрал 181 миллион при 737 копиях, «Тарас Бульба» — 216 миллионов при 648 копиях, то есть намного меньше, чем у «Утомленных…» — 1012 копий.

Несмотря на очень высокий уровень шумихи вокруг фильма «Утомленные солнцем-2», отзывы в интернете пока противоречивые. Пишут, что зрители уходят с сеансов. Иронизируют по поводу не слишком удачного слогана ленты «Великое кино о великой войне», который сразу родил множество шуток. Уровень зрительской оценки на сайте «Кинопоиск» — около 5 баллов из 10 возможных. Для сравнения: прошлые фильмы того же Михалкова (например, «Сибирский цирюльник») имели рейтинг 7–8 баллов.

Но реальное зрительское отношение станет понятно только после второго, даже третьего уик-энда. С другой стороны, надо учитывать и выход других лент — например, «Железного человека», который отберет у «Утомленных солнцем-2» часть кассы. Повлияют и грядущие праздники. В прошлом году на май «Звездный путь» очень слабо стартовал: люди разъехались на дачи. С третьей стороны, должна сыграть роль целевая аудитория ленты. У «Утомленных» это зрители от 30 и выше. Они, в отличие от молодежи, не бросаются сразу в кинотеатры. И праздник 9 Мая должен помочь — картина включена в официальные празднования. Так что и особо пессимистичных оценок я бы сейчас не давал.

То, что многие российские кинокритики отнеслись к фильму скептически, не играет большой роли. Россия — не Америка, здесь публика не интересуется в такой степени мнением профессионалов. Скорее она ждет отзывов друзей, знакомых — пока сарафанное радио раскачается. Это может существенно подправить результаты.

Антон Долин, кинообозреватель радиостанции «Вести FM»

«Прокатная судьба фильма во многом зависит от директоров кинотеатров»

— Я бы не стал торопиться с прогнозами по поводу прокатной судьбы «Утомленных солнцем-2». Для примера можно вспомнить фильм Никиты Михалкова «12», который поначалу тоже шел не очень хорошо, но со временем набрал неплохую кассу. В отличие от американского бокс-офиса, где все обычно становится ясно в первый же уик-энд, в России судьба фильма определяется лишь ко второй, третьей, а подчас и к четвертой неделе проката. Есть и еще одно важное обстоятельство. Прокатная судьба «Утомленных солнцем-2» во многом зависит от того, поверят в него директора кинотеатров или нет. Если они испугаются первых негативных откликов о фильме, то могут сократить количество залов, в которых показывают картину, или ограничить количество сеансов.

Ольга Галицкая, член правления Гильдии киноведов и кинокритиков России

«Решение прокатчиков назвать фильм великим вызвало отторжение»

— Колоссальный замах оказался ударом… нет, не на копейку, а на миллионы потраченных денег, которые не вернутся прокатчикам. «Утомленные солнцем-2» — провал. Невероятный бюджет фильма, средний по мировым меркам и громадный для российского кино, тоже подогревал интерес. Но главное — тема: о Великой Отечественной войне у нас снято немало фильмов, известных и любимых, очень разных, но их объединяет одно — мы сочувствуем их героям, любим их, плачем над их судьбой. Будь то «Летят журавли», «Женя, Женечка и «катюша», «На войне как на войне» или «Утомленные солнцем». Идея снять продолжение знаменитого фильма была изначально ущербной.

Погибшие в первом фильме и странным образом воскресшие герои выглядят неубедительно, их судьбы уже не трогают зрителей. Агрессивная реклама тоже подпортила дело. Решение прокатной компании назвать фильм великим еще до того, как он вышел в прокат, вызвало отторжение, как и десятки самовосхваляющих интервью, данных режиссером и артистами. В фильме некого жалеть, некому сочувствовать, он фальшив, многозначителен и безвкусен. А публика далеко не дура.

Что вам запомнилось в новом фильме Никиты Михалкова?

Анна Михайловна, бухгалтер:

— Одна из самых сильных сцен — эпизод, в котором героиню Надежды Михалковой умирающий паренек попросил показать грудь. Очень реалистично, ведь воевали молодые ребята совсем, лет 19–20. Правда, смущает, что комбинезон на обгоревшем танкисте почти цел.

Татьяна, студентка:

— Понравилось, что в фильме есть доля здорового юмора. Например, «признание» Александра Сергеевича Пушкина, сочиненное особистом-Маковецким, в том, что он стрелял на дуэли «из незарегистрированного оружия».

Антон, менеджер:

— Меня впечатлил Гафт, сыгравший эпизодическую роль заключенного еврея-всезнайки. Также безумно тронул эпизод, в котором православный священник (Гармаш) прямо в море окрестил пионерку Надю (Михалкову).

Вячеслав, фотограф:

— Захватывают сцены смерти, снятые с невероятным реализмом. Одна из таких сцен — когда герой Миронова сидит и держит внутренности в руках, а после пускает себе пулю в лоб.

Сергей, учитель:

— Не понравились моменты, в которых фашисты показаны как люди, воевавшие только с регулярной армией, а не со всем советским народом. Это эпизод с мостом, который не стали трогать немецкие летчики, но взорвал вместе с людьми глупый русский солдат.

Филипп, музыкант:

— Абсолютно не впечатлили все батальные сцены фильма. Выглядело это примерно так: в каком-то мареве вспышки едва ли десятка выстрелов, несколько танков да с десяток идущих в атаку немцев.

Надежда, журналист:

— Девочка Надя Михалкова плывет на мине посреди моря. Плывет минут 20. За это время она успела принять крещение, спастись от обстрела, прибиться к берегу, поцеловать мину и шепнуть ей «Спасибо!». Пошло и бессмысленно.

Максим, водитель:

— То, что Михалков любит цитировать классику, — не секрет. В «Предстоянии» он превзошел самого себя. Отправка элитных курсантов на фронт — те же кадеты из «Сибирского цирюльника».

Текст с официальными данными о сборах  в первую неделю проката картины читайте здесь