Последний рубеж Пальмиры


Warning: getimagesize(userfiles/gallery/fd/b_fde2ba12a72da35b4d9d2a303d8567f1.jpg): failed to open stream: No such file or directory in /var/sites/trud.ru/htdocs/application2012/views/scripts/publication/show-publication.phtml on line 126
Пальмира, спасенная российскими военными, прекрасна даже после ран, нанесенных ей боевиками. Фото военного фотографа Евгения Келя

Российские военные спасают памятники культуры мирового значения


Триумфальную арку Пальмиры знают все. Она украшала обложку школьного учебника по истории Древнего мира, из которого о величии египетских пирамид, изяществе Парфенона, грандиозных памятниках Римской империи узнало несколько поколений россиян. Когда арка была взорвана террористами ИГИЛ (организация запрещена в РФ), в это, казалось, невозможно было поверить.

Позади уже были взорванные знаменитые дворцы ассирийских царей в Нимруде (Ирак), почти уничтоженный Национальный музей в Багдаде, американские танки на руинах Вавилона, разграбленные и покалеченные шедевры из Египетского музея в Каире. Однако именно Пальмира, величественная и хрупкая жемчужина Ближнего Востока, стала знаковым рубежом, точкой невозврата.

Фото из фондов Библиотеки им. М.А.Волошина (слева), фото военного фотографа Евгения Келя с выставки «Непобедимая Пальмира»развернутой в Библиотеке им. М.А.Волошина  

На Западе вкладывают большие деньги и силы в раскрутку образа «спасителей мира». В России с этим куда скромнее. А жаль. Люди должны знать тех, кто спасал Пальмиру. Именно благодаря России сохранен великий город древности, Россия теснит террористов и их спонсоров и отправляет на спасение культурного наследия лучших специалистов.

Полковник Дмитрий Карпишин, подполковник Роман Круподеров, майор Роман Поцелуйкин, сержант Вячеслав Нечаев, рядовой Артем Солдатов. Имена этих наших соотечественников пока известны, в основном, в профессиональном кругу. А справедливо было бы, чтобы о них узнали все, ибо в труднейших военных условиях Сирии они сделали почти невозможное.

Представьте себе: авиабомба, не разорвавшись, пробила этажи Пальмирского археологического музея и упала в подвал, ее нужно обезвредить, и проще всего ее попросту взорвать в подземелье, над которым в запыленных залах хранятся тысячи бесценных реликвий древности. Так безопаснее для людей. Но будет нанесен ущерб мировому культурному наследию, который невозможно оценить. Альтернатива — вынести бомбу на руках. В наше время «диванных экспертов» из соцсетей подобное кажется эпизодом голливудского фильма. Однако это было в реальности, и сделали это наши военные, чьи имена вы теперь знаете.

На выставке «Непобедимая Пальмира», которая открылась в Москве, в известной востоковедческими традициями Библиотеке имени М.А. Волошина (этим проектом библиотека отмечает свой 100-летний юбилей), есть старинные кадры начала XX столетия. Романтический образ пальмирских колоннад, арок, гробниц и стен, которые, несмотря на прошедшие тысячелетия, были повреждены меньше, чем за последние пять лет. А рядом уникальные кадры военного фотографа Евгения Келя, который побывал в Пальмире в 2016-м, когда российские специалисты из Противоминного центра Минобороны РФ разминировали большую часть города. Ослепительное солнце, фронтоны древних храмов из желтоватого известняка и финиковые пальмы, кажется, символизируют торжество красоты над временем. Но если приглядеться, нетрудно заметить камуфляжную форму, остатки вооружения, военные вертолеты в небе.

И бесконечные красно-белые ленты, за которые по-прежнему нельзя заходить: там мины, которыми террористы напичкали древние памятники с особой изощренностью. А вот огромные блоки камня, сохранившего местами декорировку в виде вырезанного массивного цветочного орнамента, валяются в хаосе на земле. Это все, что осталось после взрыва от знаменитой триумфальной арки.

«Об этом нельзя молчать, — говорит куратор проекта „Непобедимая Пальмира“ искусствовед Анна Соловейчикова. — Мы должны рассказать о наших парнях, которые разминировали Пальмиру, рисковали жизнью ради того, чтобы грядущие поколения могли видеть восхитительные памятники искусства».

Это, если хотите, наш ответ варварам и варварству. Как и концерт, который был сыгран в 2016 году под руководством Валерия Гергиева в античном театре Пальмиры. В отличие от многих рекламных акций Запада, это было глубокое, многомерное послание каждому из людей, независимо от цвета кожи, страны проживания и религиозной принадлежности. Послание о том, что культура — это жизнь и она в большой опасности. В атриуме под сирийским солнцем медленно увядали цветы перед портретом доктора Халеда аль-Асада, хранителя Пальмиры, которого убийцы расстреляли у этих камней, поняв, что он не откроет, где хранятся главные шедевры, вывезенные из Археологического музея. А значит, их не удастся украсть и продать коллекционерам на Запад, как продают сейчас на черном рынке десятки тысяч памятников из Сирии и Ирака, лишая Восток наследия, а всех нас — важнейших страниц в книге культурной памяти.

В Пальмире все спокойно. Фото военного фотографа Евгения Келя с выставки «Непобедимая Пальмира», развернутой в Библиотеке им. М.А.Волошина

Пока мы помним о том, что произошло у древних камней Пальмиры, — мы все еще имеем шанс называть себя просвещенным человечеством и, возможно, не испытать стыда перед детьми и внуками, отвечая на вопрос, почему тот или иной шедевр остался только на фотографиях в старых книгах. А наша гордость в том, что у спасителей Пальмиры — простые русские имена. И в том, что это для них — «просто работа». Их огромный труд на фотографиях различить не так просто: пышные колоннады, высокая трава, золотой песок. Все очень красиво. И только напряженные лица военных и стойки служебных собак выдают то, что среди камней все еще обитает смерть.

Сирия по-прежнему переживает трудное время. Если бы не российская военная и гуманитарная поддержка, то на ее месте давно уже был бы испепеленный кусок пустыни с парой нефтепроводов.

Как говорят специалисты, триумфальную арку Пальмиры можно отреставрировать — в истории не раз случалось так, что разрушенные камни великого памятника вновь возвращались на свои места в знак того, что искусство, честные руки и сама жизнь — сильнее смерти и алчности.

 



Что лучше: провести парад Победы без зрителей, как в Волгограде, или отменить его, как в Якутске?