25 сентября 2018г.
МОСКВА 
7...9°C
ПРОБКИ
7
БАЛЛОВ
КУРСЫ   $ 65.82   € 77.38
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

Есть многое на свете, друг Горацио, что и не снилось каннским мудрецам

«Тайны следствия» - самый успешный сериал прошлого года в категории «Криминальная драма». Кадр с сайта kinopoisk.ru
Сергей Беднов
Опубликовано 00:13 27 Апреля 2018г.

На Международном рынке телевизионного контента MIPTV в Каннах прошла дискуссия о новейших трендах в производстве сериалов


Часто в зрительских откликах на сериалы можно прочитать примерно следующее: «Что за бред нам показали? Они там вообще думают, что делают?» В том-то и дело, что думают. Сотни аналитиков, работающих на крупных телеканалах и студиях, денно и нощно изучают цифры рейтингов, проводят опросы, составляют умные таблицы — и все ради того, чтобы угадать запросы аудитории, угодить ей, тем самым обеспечив себе достойное место в топе самых популярных проектов. И чаще всего: не угадывают. В чем же причина?

Вот и на прошедшем в начале апреля в Каннах Международном рынке телевизионного контента MIPTV, самом респектабельном и известном, прошла дискуссия о новейших трендах в производстве сериалов. И выводы там были сделаны следующие.

Ошибочно считать, что потребление сериального продукта медленно, но верно сокращается. Напротив, оно растет! Но Россию этот процесс пока не слишком затронул. Мы привыкли к тому, что сериал и телевизор состоят в неразрывной связке. Но в большинстве развитых стран традиционное телевидение в этой сфере давно уступило пальму первенства компаниям, предоставляющим возможность посмотреть кино и сериалы онлайн. Они не только аккумулируют сторонний контент, но и производят его. Взять, к примеру, американскую Netflix, имеющую по всему миру за сотню миллионов подписчиков и производящую большое количество собственных фильмов, сериалов и программ. У нас тоже существуют платформы, альтернативные традиционному телевидению, но они только-только делают первые шаги по производству чего-то своего. Любительские каналы в YouTube не в счет.

Следующая ошибка: предпочтения аудитории стремительно меняются. На самом деле перемены происходят лишь в выборе формы и времени потребления продукта. Что касается качества самих сериалов, то тут все по-прежнему: зрителю нужна интересная история и яркий герой, вызывающий сочувствие.

Какие жанры нынче популярны? Вот что на этот счет думают высоколобые каннские эксперты. По-прежнему наибольшим спросом пользуются все разновидности драмы: медицинские, исторические, юридические. Ну и, конечно, мелодрамы.

А вот основные качества, способные привлечь к проекту максимальное внимание аудитории. Первое — актуальность. Успехом у зрителя пользуются сериалы, основанные на текущих событиях. Их героям надо ассоциироваться с реальными людьми, экранным сыщикам необходимо расследовать преступления, вызывающие ассоциации с теми, что произошли в действительности. Второе — доступность. Погрузив свое внимание в экран или монитор, человек должен понимать, где оказался. Уходя от проблем реального мира, он хочет быть вовлеченным в захватывающее действо, но при этом чувствовать себя достаточно комфортно. Третье — эмоциональность. Публике, как и прежде, нравятся люди с сильными, но сложными характерами. А еще она любит наблюдать, как в финале торжествует добро, а зло оказывается наказанным.

Ну и еще один тренд, который коснулся и нас. Сериалы становятся короче. На Западе количество эпизодов в среднем уменьшилось с 60 до 13. По мнению каннских мудрецов, причин этому несколько. Современный потребитель, получающий огромное количество информации, в том числе и о новых телевизионных проектах, хочет увидеть их в большем количестве. А еще короткий хронометраж удобен для просмотра на смартфонах, планшетах и компьютерах. Кроме того, мини-формат позволяет приглашать высокооплачиваемых звезд, а заодно минимизировать финансовые риски.

И последнее. Происходит постепенная смена фокуса с персонажа на историю, что также связано с расширением информационного пространства. Показу сериала должна предшествовать шумиха, надо на полную катушку запустить сарафанное радио, как это практикуется в большом кино. И тут именно необычность сюжета может сыграть ключевую роль.

Вот такие выводы были сделаны в Каннах. Вполне вероятно, что они справедливы и в отношении российского сериального производства. Ну, например, посмотрим, что там у нас с жанрами. Вот список самых успешных сериалов прошлого года.

«Екатерина. Взлет» — историческая мелодрама«. «Тайны следствия» — криминальная драма. «Склифософский» — медицинская драма. «Нюхач» — криминальный триллер. «Мата Хари» — историческая мелодрама. «По законам военного времени» — ретробоевик. «Мурка» — криминальная ретродрама. «Гречанка» — 60-серийный мелодраматический эпос о прекрасной провинциалке, неудачно вышедшей замуж. Далее следуют «Пес», «Капитанша», «А у нас во дворе», «Штрафник», «Осиное гнездо», «Нити судьбы»...

Нельзя не признать, что понятие «драма» применимо к большей части списка. Но в этом ли слове секрет успеха? Разве своим высоким рейтингом «Склифосовский» не обязан Максиму Аверину, «Нюхач» — Кириллу Кяро, а «Тайны следствия» — Анне Ковальчук«? Разве «Екатерина» и «Мата Хари» не взяли свое «богатством» картинки?

А вывод прост. Тенденции — тенденциями, тренды — трендами, но еще никому не удалось опровергнуть старину Вольтера, утверждавшего, что все жанры хороши, кроме скучных.




Кто такие, по-вашему, Александр Петров и Руслан Боширов?