НА ПРАВА ГУБЕРНАТОРОВ НИКТО НЕ ПОСЯГАЕТ

Реформа государственной власти в России - своими размышлениями на эту тему наш корреспондент попросил поделиться председателя Комитета по федеральным отношениям Совета Федерации губернатора Нижегородской области Ивана СКЛЯРОВА.

- Я считаю, что ничего страшного не происходит. Скорее, наоборот. Мы же сами, голосуя на президентских выборах за Владимира Путина, хотели перемен. Хотели, чтобы Россия наконец превратилась в сильное правовое государство с четкой структурой вертикальной власти. Пока еще трудно что-либо сказать об основах взаимоотношений губернаторов и президентов республик в составе РФ с полномочными представителями в федеральных округах, но, думаю, что они будут взаимодействовать на благо Отечества. Федеральная власть как бы приблизится к исполнительной власти регионов, будет конкретнее вникать в их проблемы.
Убежден, что регионы по-прежнему остаются основой Российской Федерации. И на права губернаторов как высших должностных лиц территорий никто не посягает. То же касается создания федеральных округов, они позволят всем субъектам РФ жить по единым законам, в едином правовом поле. Ведь ни для кого не секрет, что до сих пор некоторые из них находятся в привилегированных условиях, определяемых договорами с федеральным центром. Почему, к примеру, одни платят налогов больше, другие меньше? Все понимают, что подобное недопустимо, но дальше разговоров дело не шло.
- И все-таки, Иван Петрович, не появляется ли между субъектом РФ и федеральным центром дополнительный барьер?
- Я так не думаю. Федеративные отношения постоянно находятся в развитии, что неизбежно в таком молодом государстве, как наше. В России пока нет четкого разграничения полномочий между властными структурами. Поэтому президент предпринял вполне нормальный и логичный шаг. Особенно если учесть, что на встрече с рядом губернаторов, на которой присутствовал и я, Владимир Путин твердо заявил, что полпреды не будут вмешиваться в компетенцию региональных органов представительной и исполнительной властей и опасаться, что какие-то права у нас могут отобрать, вряд ли стоит. Не только я, но и многие мои коллеги поддержали лозунг президента Путина о диктатуре закона.
- А как вы относитесь к предложениям некоторых политических лидеров о создании в нашей стране одномандатного парламента? Они утверждают, что Совет Федерации - излишняя надстройка в системе представительной власти.
- Это неправильно. России нужен сенат, но такой, который бы работал на постоянно действующей основе, а не два-три дня в месяц, когда мы приезжаем в Москву, оставляя свои регионы. К тому же некоторым моим коллегам, чтобы добраться до столицы, еще сутки требуются, а то и больше. Естественно, мы не все успевали сделать, многие обсуждения проходили в спешке.
Зачем нужен сенат? Приведу только один пример. Мы около сорока процентов законов возвращали, и небезосновательно, на доработку в нижнюю палату. Потому что представители регионов ближе к жизни, хорошо владеют ситуацией в экономике и социальной сфере. Из московских окон многое видится иначе. Ведь депутаты Госдумы, как мы в Москве, в своих округах бывают только наездами.
Конечно, поначалу новым сенаторам будет трудно, но я уверен, что регионы направят в Совет Федерации людей достойных и компетентных.
- Нет ли опасности, что при несовершенстве нашего законодательства всенародно избранного, но неугодного президенту главу региона можно запросто освободить от должности?
- Я не думаю, что губернатор может быть уволен по чьей-то прихоти. Для этого должны быть очень серьезные основания. К тому же еще предстоит разработать процедуру отзыва высших должностных лиц регионов, которая будет обсуждаться в Госдуме. Кроме того, предусмотрено обязательное судебное рассмотрение фактов нарушения законности. Для губернатора главное - не нарушать Конституцию своими нормативными и законодательными актами.
Сейчас как никогда важно четко разграничить полномочия ветвей власти: органа местного самоуправления, субъекта РФ и федерального центра. Следует более четко определить объекты совместного ведения. Не секрет, что пока мы живем не по конституционным, а по договорным началам. А Конституция у нас хорошая, это признают во всем мире.
- Но создание федеральных округов не предусмотрено Конституцией России.
- В федеративном государстве, каковым является наша страна, и не должно быть другого деления, кроме национально-территориального. Что касается округа, он не имеет своего бюджета, особого правового поля - оно у нас едино. Просто нашли такую организационную форму укрепления вертикали власти. Мы поддержали идею президента. Не скрою, лично я рад, что центром Поволжья стал Нижний Новгород. И надеюсь, что благодаря "столичному" положению возрастает его роль как крупного промышленного центра.
- Было ли для вас неожиданностью назначение полномочным представителем в Приволжском федеральном округе Сергея Кириенко?
- К этому назначению я отношусь спокойно и ровно. Сергей Владиленович - человек в области известный. Он хорошо знает и наш регион, и столицу с ее властными структурами. Думаю, совместно мы сможем решить многие проблемы, а их немало.