07 декабря 2016г.
МОСКВА 
-11...-13°C
ПРОБКИ
3
БАЛЛА
КУРСЫ   $ 63.87   € 68.69
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

ДИАЛОГ ЦИВИЛИЗАЦИЙ

Степанов Андрей
Опубликовано 01:01 27 Мая 2000г.
Эта тема стала стержнем поездки группы российских журналистов и востоковедов в Иран. Тезис о необходимости взаимообогащающего диалога цивилизаций, выдвинутый президентом Ирана Мохаммадом Хатами, добавил новое измерение российско-иранскому добрососедству и, как подчеркивают в Тегеране, стратегическому партнерству.

Нельзя сказать, что поездка стала откровением - об Иране, о происшедшей там 21 год назад исламской революции, об антииранской политике Вашингтона, пытающегося экономическими санкциями и политическим давлением удержать страну в изоляции от внешнего мира, у нас знают не только узкие специалисты. Хорошо известно и то, что между нашими странами за последние годы сложились отношения широкого сотрудничества - как в торговле, экономике, военной сфере, так и в политике, науке, образовании, культуре. Взаимодействие наших культур - православной и мусульманской - насчитывает не одно столетие. Иранские общины издревле торговали, ремесленничали и процветали в Баку и Астрахани. На русский давно переведены произведения всемирно известных поэтов, писавших на фарси. У нас весьма популярны знаменитые персидские миниатюры. В свою очередь, современную печать и театр в Иран, как отметил советник президента по вопросам культуры профессор Кемаль Джавади, привнесли русские, здесь хорошо знают нашу литературу и музыку.
Общению между нами способствует и то обстоятельство, что сама Россия - это продукт взаимодействия многих культур, это место встречи Запада и Востока, это общество с весьма многочисленной исламской прослойкой, которая в течение тысячелетия органически вплелась в его ткань. Ислам для нашей страны не причудливая и подчас чуждая экзотика, как для Запада, а одна из составляющих общероссийского культурного наследия. Именно поэтому специфика современного Ирана, где ислам - государственная религия, цементирующая многоэтническое общество, гораздо доступней и понятней нам, чем некоторым проповедникам гуманистических ценностей и прав человека на Западе, особенно за океаном. "Тем, кто пытается поучать нас, как жить, - замечает Кемаль Джавади, - не следует забывать, что за нами более трех тысяч лет государственности и культуры, в то время как за ними всего два столетия с небольшим".
В справедливости этих слов убеждаешься, посетив, скажем, Шираз с его прекрасными историческими мечетями, мавзолеем Саади - писателя и мыслителя, проповедовавшего еще в XIII веке активный демократический гуманизм, и усыпальницей Хафиза - непревзойденного лирика, бунтаря и вольнодумца. Туда никогда не зарастает народная тропа. Всего в 60 километрах от Шираза раскинулись величественные развалины Персеполиса - столицы государства Ахеменидов, соперничавшего с древними греками и разбитого Александром Македонским. Поражают масштабы, уровень архитектурного мастерства и изобразительного искусства во дворцах царей Дария и Ксеркса. Не менее сильное впечатление оставляет визит в центр богословия город Кум с его прекрасными мечетями и известной далеко за его пределами религиозной школой.
Однако, пожалуй, на первом месте по эмоциональному воздействию стоит скромная до аскетизма квартирка, снятая лидером исламской революции аяталлой Хомейни во время его пребывания в столице и ныне превращенная в музей. Именно отсюда он направлялся в близлежащую мечеть, чтобы произносить свои проповеди, которые зажигали сердца миллионов надеждой на свободу и справедливость. Даже колоссальный мавзолей имама, как зовут аятоллу Хомейни в народе, под Тегераном и украшающие дорогу в Кум плакаты: "Аллах велик!", "Слава Аллаху!" вызывали у россиян знакомые чувства и аналогии.
Искреннее дружелюбие, желание понять и быть понятыми присутствовали на многочисленных встречах и с официальными лицами, и с представителями духовенства, и с научной интеллигенцией, и с работниками средств массовой информации, и со студентами. Общим было стремление всемерно развивать контакты. Для этого, конечно, хорош и Интернет, но ничто не заменит непосредственного общения. Сейчас открывается широкий простор для обмена делегациями, выставками, телепрограммами, кинофильмами (кстати, иранское кино переживает бум, ряд картин удостоен высших наград на международных фестивалях), печатной продукцией, научными работниками и студентами, для стимулирования туризма. А поверьте, в Иране есть что посмотреть. Но для того чтобы лучше знать и понимать друг друга, нужны посредники - люди, свободно владеющими обоими языками, досконально изучившие культуру, религию, нравы и обычаи наших народов. "И здесь просто неоценима роль обмена студентами и аспирантами, - говорит заместитель директора Центра по диалогу между цивилизациями, доктор Бехзат Шаханде. - Президент Хатами с трибуны ООН предложил сделать первый год третьего тысячелетия годом диалога между цивилизациями, годом мира и конструктивного взаимодействия. Это предложение было принято и вызвало живой интерес во всем мире. Теперь предстоит наполнить эту идею конкретным содержанием".
Естественно, взаимодействие и взаимопроникновение цивилизаций (а здесь, пожалуй, основную определяющую роль играет культурно-религиозная общность - православная, мусульманская, католическая, буддистская, иудейская, индуистская) не прекращались на протяжении всей истории человечества. Для нынешнего же Ирана конкретно эта идея диалога означает постепенное раскрытие для внешнего мира при сохранении национальной самобытности. Для России это сопряжено, как представляется, с идеей евразийства, которая раздвигает рамки мира далеко за пределы узкого евроцентризма, открывает уникальные грани многообразного и многополюсного мира.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников